Область, расположенная на севере Италии, в долине реки По. Столицей с б в. являлся город Комо, выделялась в то время также Павия. Затем главенствующее положение перешло к Милану.
После распада державы Каролингов вместе со всей Северной и Средней Италией была завоёвана немцами, чей предводитель Оттон провозгласил так называемую Священную Римскую империю германской нации (962). Однако власть императора скоро сделалась для ломбардцев номинальной: в 1162 г. основывается «свободная Миланская коммуна». Хотя в 1042 г, Фридрих Барбаросса сжёг Милан дотла, город сумел возродиться и, сформировав вместе с другими коммунами Ломбардскую лигу нанёс Барбароссе решающее поражение при Леньяно (1176).
Основы местной школы зодчества были заложены еще во времена лангобардов строителями-команчинцами. Перенимая и развивая их опыт, ломбардские мастера достигли высокого по тем временам уровня. Само слово «ломбардец» стало синонимом искусного каменщика . Делалась сплошная (без забутовки) и при этом регулярная, из хорошо отёсанных стандартных блоков каменная кладка. Однако постепенно в Ломбардии обратились к кирпичу, оставляя камень для столбов, проемов, углов и других частей конструкции, а также для облицовки фасадов.
Кладка стен сопровождалась укреплением их наружными лопатками — лизенами. Играя роль контрфорсов, лизены выражали на фасаде внутреннее построение храма и образовывали выразительный вертикальный ритм.
Другим характернейшим фасадным элементом явились «ломбардские пояса» — ряды мелких арочек. Выводившиеся чаще всего под скатами кровель и карнизами, они усиливали верх стены, служа заодно лейтмотивом наружного убранства. Нередко эти пояса дополнялись родственной им аркатурой на колонках. Встречавшаяся уже на дворце Теодориха в Равенне, она в Ломбардии, а затем и в других итальянских областях разовьётся, как увидим, в целые декоративные галереи, распространённые в завершениях фасадов.
Возникает тип «перспективного» портала из колонок и арок, уступами уходящих в глубину. Настенные рельефы употребляются сдержанно, а подчас и почти отсутствуют. Тем не менее никем иным, как ломбардцами, была выработана «система оформления церковного фасада, сочетавшая скульптурные фризы с архитектоническим декором» .
Сами фасады по общей композиции разнообразны. Одни приподнятой средней частью под двускатной крышей и пониженными боковыми с их односкатными кровлями чётко выражают базиликальный тип здания (церковь Сап Аббондио в Комо). На других он скрыт за высоким щипцом передней стены, будто приставленной к храмовому объёму (церковь Сан Микеле в Павии). Фасад может широкой двухъярусной аркадой выходить в прилегающий двор — атрий (Сан Амброджо в Милане).
Внутри ломбардских храмов от деревянных стропил, минуя столь употребительные в романике цилиндрические своды, примерно в начале 12 в. переходят сразу на крестовые. В церкви Сан Амброджо в Милане впервые одной ячейке центрального нефа с её крестовым сводом соответствуют две аналогично перекрытые в боковых. Историки архитектуры расходятся во мнениях, когда это было сделано6, зато единогласны насчёт выдающегося значения этого новшества, получившего у них название связанной романской системы.
Несмотря на преобладание базилик, в романской Ломбардии возникали и постройки, целиком или в основных частях центрические. К ним относятся очень интересные круглые купольные храмы Сан Лоренцо в Мантуе, Сан Томазо в Лимине (обе — 12 в.), а также церковь Сан Фиделе в Комо (начало 12 в.), у которой короткий трёхнефиый корпус дополнен округлениями обширного трансепта и апсиды, а средокрестие увенчано куполом.
К центрического типа храмам нужно добавить баптистерии. Весьма внушительно смотрится восьмигранный, украшенный в верхней части галереей-аркатурой, баптистерий в Кремоне (12-15 вв.; рис. 6.). Он является частью ансамбля, куда входят ещё собор1 и башня — кампанила Торраццо, высочайшая в Италии (111 м).
Ломбардская школа обладала огромным значением не для одних соседних областей Италии, но и для всей Европы. «Благодаря давним и тесным контактам Северной Италии с Германией ломбардские конструктивные и декоративные приёмы стали проникать по пути, проложенному ещё Каролингами, вниз по течению Рейна, а отсюда дальше на восток и север…» . В прирейнских городах Германии (Шпейер, Вормс) романские соборы перекрыты по связанной системе и украшены снаружи аркатурами. Ломбардские мотивы сказались в Англии, достигли Польши и Венгрии. С Ломбардией связаны ар- катурные пояса и некоторые другие детали владимиросуздальских храмов на Руси.