В течение десятилетий сразу после Второй мировой войны ряд архитекторов хотели переосмыслить, как могли бы выглядеть дом, библиотека или университетский кампус. В США, например, потребители были готовы тратить больше денег после окончания войны. Они хотели шикарную, но практичную мебель, а те, кто имел влияние и более высокие доходы, хотели уникальные дома и места для отдыха. Современный стиль середины века привел к появлению ряда потрясающих домов и зданий, которые отбрасывают традиции быстрее, чем «Шевроле» 1950-х годов, ревущий из закусочной.
Некоторые ученые прослеживают начало современного стиля середины века еще в 1920-х годах, а пик стиля приходится на 1970-е годы. Описывая историю современного дизайна середины века, в частности, 1950-х и 1960-х годов, Доминик Брэдбери указывает на некоторые ключевые характеристики пространств той эпохи:
«Многие из ключевых характеристик нашего сегодняшнего образа жизни — жилые помещения открытой планировки, встроенные кухни, проживание в помещении и на открытом воздухе и т. д. — были либо сформулированы, либо усовершенствованы в течение того периода», — пишет Брэдбери в «Mid-Century Modern Complete».
Мы собрали некоторые из основных характеристик современных домов и построек середины века на случай, если вам интересно узнать об эстетическом воздействии этого движения:
Уникальное чувство минимализма
Начнем с основ: современная архитектура середины века хотела изменить то, как люди думали о проектах домов. И во многих случаях это означало упрощение дизайна и придание домам более элегантного вида. Подавляющее большинство современных домов середины века одноэтажные. Они делают заявление без необходимости создавать слишком много наворотов.
Ведь многие из них изначально предназначались для воспроизведения. В годы после Второй мировой войны в рамках проекта Case Study House (созданный редактором и владельцем журнала Arts & Architecture Джоном Энтензой) архитекторам было предложено построить дальновидные дома в Калифорнии. Они должны были быть легко воспроизводимыми.
«Это были линейные павильоны, часто одноэтажные и с плоской крышей, с плавной, неформальной планировкой, определенной степенью прозрачности и прочными связями между внутренней и внешней жизнью», — пишет Брэдбери. Даже сохраняя чувство минимализма, современный дизайн середины века должен был чувствовать себя уютно и комфортно.
Все об углах
Архитекторы и домовладельцы одинаково хотели идти на риск, и современный стиль середины века определенно продемонстрировал эту готовность раздвинуть границы. Во многих домах и зданиях движения используются острые углы и квадратные формы, чтобы создать дома, которые кажутся скульптурными и современными.
Stahl House, например, почти не было. Когда владельцы купили землю, на которой он сейчас расположен, им было сложно убедить архитектора воплотить дом их мечты в жизнь. «Они просили одного архитектора за другим построить им дом с консольной гостиной», — пишет Лорен Уайброу в книге «От А до Имса: наглядное руководство по современному дизайну середины века». «Они получали отказ за отказом. Никто не хотел рисковать и строить такой радикальный проект на таком крутом участке».
В соответствии с духом экспериментирования, который характеризует многих современных архитекторов середины века, которыми мы сейчас восхищаемся, Шталь решил принять вызов. Вы можете насладиться плодами его труда и потрясающим видом на дом, совершив экскурсию.
Много (очень много) стекла
Сталь, стекло, бетон и другие подобные материалы повлияли на дизайн и стиль современных пространств середины века. Возможно, самое заметное и потрясающее из них, стекло начало заменять целые части дома там, где обычно вы видите обычную стену.
Дом Фарнсворта 1951 года, спроектированный Мисом ван дер Роэ, например, делает этот материал звездой шоу. Большие стеклянные стены в основном делают невозможным настоящее уединение, но они также придают дому легкость, которая была невероятно инновационной для того времени. «Это больше похоже на декорации для авангардного перформанса в павильоне для чайной церемонии, чем на дом отдыха», — пишет Уайброу.
Стекло давало многим конструкциям иллюзию парения среди окружающей среды. Дом Малина 1960-х годов Джона Лотнера (также известный как Хемосфера) выглядит как НЛО со стеклянными сторонами. Он вдохновил на создание сцены, в которой Дилана (Дрю Бэрримор) выталкивают из большой стеклянной стены в фильме 2000 года «Ангелы Чарли». Пляжный домик, изображенный выше, демонстрирует еще один потрясающий дизайн, который Лотнеру каким-то образом удалось воплотить в жизнь.
Игра с асимметрией
Глядя на перечисленные здесь структуры, вы, наверное, сразу замечаете еще одну общую черту: они не выглядят полностью симметричными. Асимметрия варьируется от проекта к проекту, но многие современные дома середины века выглядят не так, как ваш стандартный, сбалансированный дом. Возьмем, к примеру, дом Дросте Рудольфа М. Шиндлера, который расположен в природе так, как будто кто-то случайно уронил его туда сверху.
Многие современные архитекторы середины века экспериментировали со способами создания эстетически захватывающего дома. Асимметричный характер этих пространств делает их современными даже спустя десятилетия. Этот причудливый подход распространился и на дизайн мебели; многие стулья этого движения, например, совсем не походили на стандартный предмет мебели.
Акцент на природе
Несмотря на то, что современный стиль середины века искал вдохновения в новых промышленных материалах, природа также играла большую роль. Дизайнеры мебели играли с органичным, биоморфным дизайном. И архитекторы пытались придумать, как максимально полно интегрировать свои здания в природу.
Журналистка Кара Гринберг, которой приписывают создание термина «модерн середины века», пишет о развитии современной архитектуры середины века в своей книге «Современность середины века: мебель 1950-х годов». Введение большего количества природы и внешнего мира в интерьеры «было популярной архитектурной уловкой в пятидесятых», пишет она. «Живые деревья, растущие сквозь пол дома и выходящие из крыши, не были чем-то неизвестным». Или, если вы не могли сделать это точно, архитекторы довольствовались созданием домов, которые, казалось, парили над природой или выглядели так, как будто их шлепнули прямо посреди нее.
Стеклянный дом итало-бразильского архитектора Лины Бо Барди 1951 года считается одним из самых потрясающих примеров архитектуры в природе. Он находится в укромном уголке Морумби, Сан-Паулу; его большие стеклянные стены отражают природный ландшафт. Дом E-1027 Эйлин Грей 1929 года (или Вилла E-1027), расположенный во Франции, расположен почти на краю побережья, с видом на воду. Даже сегодня постройки захватывают дух своим смелым расположением и модернистским стилем.
Расцвет стиля ранчо
Хотя вы определенно можете выделить стиль ранчо в отдельную категорию, мы считаем важным упомянуть его в тандеме с современным дизайном середины века. Архитектору Клиффу Мэю в значительной степени приписывают популярность этого стиля; его дизайн после Второй мировой войны сочетал в себе природные элементы с простотой. Элементы, которые мы могли бы сейчас принять как должное — стеклянные стены, открытая планировка, световые люки — все собрались в одном пространстве.
Дизайн включал природные элементы; многие из них также включали внутренний двор. Это также одноэтажные строения, часто с низкими крышами.