Аргентина и ее вечно молодая столица Буэнос-Айрес больше напоминают европейскую страну, чем страну Южной Америки. Об этом напоминает и давно устоявшееся сравнение Буэнос-Айроса с Парижем во Франции. Говорить об однозначном заимствовании французской архитектуры в облике страны и ее столицы нельзя, несмотря на некоторое сходство.
Современная архитектура Аргентины впитала в себя все события многовековой истории, наполненной войнами, революциями, борьбой за независимость и бурным ростом экономики.
Особенность архитектуры Аргентины в том, что в отличие от других стран Южной Америки в ней почти не сохранилось памятников исконного населения – древних индейских цивилизаций.
Ее история как бы начинается с эпохи испанской колонизации. В 1850 году на куске пергамента из телячьей кожи был нарисован схематический план Буэнос-Айроса, который и до настоящего времени остается основой этого города. Столица, так же как и многие другие города Аргентины имеет вид шахматной доски из правильной формы квадратов-кварталов. Улицы расходятся друг от друга пол прямыми углами и имеют четкую длину стороны 120 м и равное количество домов по сто номеров от одного пересечения до другого. В центре города находится центральная площадь, окруженная правительственными и церковными зданиями.
К сожалению, Буэнос-Айрос практически растерял все признаки испанской культуры, но в других городах до настоящего времени частные дома напоминают испанские традиции с их внутренними двориками (патио), с выходящими на них галереями верхних этажей и окнами, заделанными изящными решетками. Испанские корни остались и в названии городов, которые назывались богомольными испанцами по именам святых. Архитектуру периода колониализма легко узнать по внешней монументальности и одновременной простоте оформления. Особенно ярко это заметно в Кордобе, втором городе страны с ее целыми районами прекрасных зданий эпохи колониализма, а также старым рынком и католическим собором. В Буэнос-Айресе в этом стиле осталось здание кабильдо, которое строилось изначально 1608 году, затем в 1725-1765 годах было подвергнуто перестройке сохранением стиля.
В следующем XVIII веке все это сменяется стилем барокко, модным в те времена в Европе. Архитектурный облик зданий украшается множественными декоративными элементами. Достойно представляют стиль барокко в Буэнос-Айресе церковь Эль Пилар и церковь Санта-Каталина , построенные в первой половине XVIII века и часть собора в Кордове, а именно его купол башня, спроектированные архитектором В. Муньос в 1758 году.
Французский неоклассицизм начал внедрение в архитектуру Аргентины в XIX веке. В этом стиле построен фасад собора в столице Аргентины, а также многие дома в центре Буэнос-Айреса. Но этот стиль не слишком соответствовал духу и культуре населения Аргентины, поэтому так и остался только в официальных зданиях, в частном строительстве продолжали господствовать дома в испанско-латино-американском стиле, более подходящие для жаркого климата благодаря наличию внутреннего дворика.
Аргентина и дальше продолжает следовать в своей архитектуре за европейскими модными веяниями, где в моду в вошли стилизация и эклектика. В столице строятся дворец Сан-Мартин, здание Конгресса, театр «Колон», Торговая биржа и Национальный музей декоративного искусства. В эти же годы построен Президентский дворец Каса Росада, ставший символом примирения политических партий. Для того чтобы, не дразнить две правящих партий красных и белых, президент Доминго Сармьенто сделал сой дворец розовым, от слияния красного и белого цветов. Буэнос-Айрос переживает период расцвета, его перепланировку производят по той же схеме, что и закончившуюся немного ранее реконструкцию Парижа, после этого и появляется это лестное сравнение двух столиц Аргентины и Франции. В городе начинается строительство многоэтажных домов из металла и бетона, появляется уличное освещение, широкие для того времени магистрали. Построенная в центре города Авенида де Майо сделала его более просторным и торжественным. Другие города Аргентины используют пример североамериканских городов и строятся по их образу (город Ла-Плата).
В 1901 г. в Аргентине появляется своя Школа архитектуры.
Первые тридцать лет прошлого ХХ века отличаются тенденциями рационализма и конструктивизма, В этот период перестают слепо копировать европейские правила строительства, и начинают строить с учетом местных климатических и национальных особенностей. Об этом убедительно и ярко пишет архитектор В.Акоста в своем труде «Город и жизнь». В столице появляются Дом театра, кинотеатр «Гран Рекс», станции Автомобильного клуба, ряд многоэтажных жилых зданий. В это же время появляется многоуровневая магистраль Авенида Хенераль Пас в объезд столицы. Города украшаются не только высотными зданиями, появляются скверы, бульвары, клумбы.
В конце 40- начале 50х годов архитектура Аргентины переживает резкий переворот, когда начинается борьба за чистоту стиля против использования модерна во внешнем оформлении зданий. Столь решительный протест выливается в свою противоположность и скатывается до скучного рационализма. Этим грешат постройки 40х годов.
Строительство последнего времени использует наиболее популярные тенденции органической архитектуры, в которых воедино сплетаются функциональность, слияние с природой, использование натуральных материалов и особенностей окружающего ландшафта. Наиболее ярко воспринимаются эти структурные композиции в облике детской больницы в Тукумане, муниципалитета в городе Корлова, муниципального театра в Буэнос-Айросе, нарядных вилл на окраинах городов.
Архитектура Аргентины многообразна и интересна. Она как застывшее время, впитавшее в себя все эпохи и стили, и дарящая людям удовольствие от соприкосновения с великим и вечным потоком истории.