Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Ближний Восток был родиной арабских народов и базой, где формировались основные черты арабской культуры, распространявшейся к Западу, вдоль берегов африканского материка и на юг Европы. Современная строительная культура проникала на Ближний Восток вместе с техническим опытом промышленно развитых стран. Массовый масштаб строительство приобретает, по существу, лишь после завоевания арабскими странами политической независимости.

Ирак. В 1918 г. английские войска оккупировали район Мосула, и страна попала в зависимость от Англии, закрепленную кабальным договором 1930 г. Полуколониальное господство английского империализма было окончательно сброшено лишь в 1958 г. вместе с реакционным правительством короля Фейсала. Начиная с’ этого момента в Ираке осуществляется широкая программа планировки и застройки городов, строительства жилых и общественных зданий, промышленных предприятий, плотин и электростанций. На осуществление этой программы правительство ассигнует 70% дохода, получаемого страной от нефтепромыслов.

К проектированию привлекаются организации и специалисты из Советского Союза и других социалистических стран, а также западноевропейские архитекторы. Но к концу 60-х годов насчитывалось уже

более 100 иракских архитекторов. Первым из них был X. Мунир, в 30-х годах получивший образование в Лондоне. По его проектам в Багдаде построен Рабочий банк, Департамент по очистке воды и другие здания. Вскоре к X. Муниру присоединились А. Мухтар, X. Намук, А. Хасан и др., а в 50-х годах открылись в Багдаде мастерские К. ал-Мадфаи и Р. Чадерчи. Постройки К. ал-Мадфаи — Дом общества художников и Новая мечеть в Багдаде, вилла в Басре — свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, облекающего историческую традицию в острые современные формы.

В 1959 г. при Багдадском университете создан архитектурный факультет, и тем самым обеспечена база подготовки национальных кадров.

Местные зодчие ищут органического соединения традиционно-национальных приемов формообразования и возможностей современной строительной техники, избегая западных штампов. В числе формальных проблем ставятся вопросы пластичности, фактуры и цвета. Возрастающее применение бетонных конструкций не вытеснило традиционного обожженного кирпича — он экономичен и лучше обеспечивает теплоизоляционные свойства сооружений, чем бетон. Плоские кирпичные сводики по стальным или железобетонным балкам являются дешевым видом покрытия, позволяющего за счет проветриваемых пустот избежать перегрева солнцем. В работах Р. Чадерчи возрождается орнаментальная кирпичная кладка, украшающая глухие плоскости фасадов и оболочку сводов.

В содружестве с зодчими работают местные художники-монументалисты, которых вдохновляют образцы народного творчества, строгое линеарное и декоративное искусство средневековья и даже скульптура древней Месопотамии. Синтез искусств имеет серьезное значение для современной архитектуры Ирака.

Широкий размах получили градостроительные работы. Намечена полная реконструкция Багдада. Однако проектирование генерального плана города проходит далеко не гладко. Проект, составленный в 1954 г. английской компанией «Миноприо», был отвергнут как не отвечающий местным условиям; не получил осуществления и другой проект, порученный К. ал-Мадфаи и К- Док- сиадису (1960). В 1968 г. проектной организацией г. Кракова (Польша) был выполнен третий проект. Интенсивный снос жилой застройки старого левобережного Багдада был начат еще до завершения проектирования; вопрос о сохранении элементов исторической структуры не рассматривался.

В деловых кварталах этого района идет лихорадочная стройка — растут плотно прижатые друг к другу многочисленные банки, министерства, конторы. Архитектура лишена единства — каждое здание не похоже на соседнее, возникает хаос разнородных форм.

Вытянутый вдоль Тигра на 16—20 км город продолжает расти в меридиональном направлении. Его рассекают две главные магистрали: продольная связывает старый и новый город, поперечная проложена через Тигр к железнодорожному вокзалу и аэропорту. Берега реки соединяют четыре моста. На скрещении магистралей расположена площадь ат-Тахрир, где воздвигнут в 1962 г. монумент Революции, задуманный в смелых новаторских формах (скульптор Д. Селим). Поднятая на двух пилонах бетонная стенка 50×10 м оставляет внизу проход наподобие триумфальной арки. Обращенная к реке, облицованная травертином плоскость несет бронзовые рельефы 5—6 м высотой. Двенадцать фигур делятся по содержанию на три группы: справа и посередине изображена борьба за освобождение страны, слева результат ее — мирный созидательный труд (такое развитие темы диктуется начертанием арабского письма справа налево).

Южнее площади ат-Тахрир продольная магистраль вливается в круглую площадь; центр ее занимает могила Неизвестного солдата, над которой переброшен легкий бетонный свод (1959, арх. Р. ал-Чадерчи).

К востоку от города большой жилой район застроен по проекту египетского зодчего С. Карима, один из районов правобережья — по проекту греческого архитектора К. Доксиадиса. В городе еще мало общественных садов, но на правом берегу реки уже разбит Парк 14 июля, а в южном левобережном районе — Парк оперы (1957, вход оформлен К. ал-Мадфаи).

В излучине Тигра к югу от города намечено строительство большого университет

ского комплекса на 12 тыс. учащихся. Проект, составленный группой архитекторов под руководством В. Гропиуса, предусматривает учебные корпуса, конференц- зал, театр, спортивные залы, общежития студентов и городок персонала. Однако из всей этой обширной программы к 1970 г. были осуществлены лишь многоэтажная башня ректората и арочный вход на участок, затененный пальмами. Призматический объем 20-этажной башни поднят на столбах, геометричность форм смягчается венчающим сводиком с облицовкой из лазоревых изразцов (намек на традиции прошлого). В другой части города закончен к 1969 г. комплекс университета ал-Мустансирия (арх. К. Аувни и др.). Его 3-этажные корпуса образуют внутренние дворики, фасады затеняются вертикальными выступами и решетками.

В 1959—1960 гг. были составлены проекты реконструкции других городов Ирака: Басры, Мосула, Кербелы, Самарры.

Сирия. В Сирии после освобождения страны от французской опеки формируются национальные кадры специалистов, получавших образование в Западной Европе, а в последние годы — на факультете изящных искусств университета в Дамаске. Это Б. Тайяра, Н. ал-Касрави, Ж- Абдухадид, X. Фарра и другие архитекторы.

Главные города страны в 50—60-х годах интенсивно росли вширь, но их старые кварталы с массой ценных памятников остались почти не затронутыми, сохраняемые как заповедники зодчества прошлого. В работе по планировке участвовали как практики, так и историки архитектуры — французские архитекторы М. Экошар, Р. Дан- жер, Ж. Соваже, с 1959 г. — арх. С. Г. Шибер (родился в Иерусалиме, окончил в 1946 г. Каирский университет).