Кафедральный собор в Амьене считается самым объемным готическим храмом Франции. Он занимает площадь в 7700 м2; его внутренний объем – 200000 м3.
В XIII в. после возведения стен и перекрытия сводов собор мог вместить всех жителей города — около 10ты- сяч человек. Как часто бывало в истории, собор, дошедший до наших дней, был не первым каменным сооружением, стоявшем на этом месте.
Предшествовавший ему храм, а он был уже третьим по счету, сгорел в 1218 г. Возведение нового собора началось в 1220 г. Работами руководил автор проекта — Робер де Люзарш. Затем его дело продолжили преемники — Тома и Рено де Кормон.
Башни западного фасада были закончены только к середине XVI в. К этому времени над собором на высоту 112,7м поднимался узкий шпиль. Длина собора составила 145 м высота его свода — 42,3 м. При возведении собора применялся своеобразный блочный метод строительства — в основном использовались стандартные каменные блоки четырех типов.
Значительную нагрузку кровли здесь взяли на себя не только стены, но и многочисленные контрфорсы. Они увенчаны изящными остроконечными башенками — пинаклями. Несмотря на свою декоративность, они играют важную роль в распределении напряжений, возникающих в наружных полуарках (аркбутанах).
Западный фасад собора украшают три глубоких портала. Работы по их созданию длились с 1220 по 1230 гг. Центральный портал немного крупнее своих соседей. На воображаемой линии, продолженной вверх от боковых порталов, находятся основания башен, Порталы украшают барельефы и множество скульптур. Декоративные элементы порталов делают их немного похожими на кокошники.
Строители собора в Амьене создали максимально высокое здание храма, которое только можно воздвигнугь в рамках данной архитектурной конструкции. Идея устремленности вверх достигла здесь своего максимального выражения. Это отчетливо ощущается, когда попадаешь внутрь главного нефа собора.
Собор имеет такую же планировку, что и собор в Реймсе, Это трехнефная базилика с трехнефным же трансептом. Главный неф собора разделен на три яруса. В средней части за аркадой идет узкая галерея. Над ней на фронтоне западного фасада находится «Галерея Королей»; которая также заставляет вспомнить собор в Реймсе.
Всего скульптур 22, они были созданы в первой половине XIII в. Историки до сих пор спорят, кого они изображают. Еще выше, между основаниями башен — окно-роза. Уже в конце XIII в. боковые нефы стали обрастать пристройками капелл.
Семь их полукружий образуют нечто вроде веера позади алтарной части собора и его амбулатория. Капеллу кардинала Депагранжа показывают ныне туристам как прекрасный й ранний образец пламенеющей готики.