Высота арки составляет почти 45 м, высота ее свода — 29 м. На стенах арки помимо величественных скульптурных композиций можно найти фамилии 658 французских военачальников и названия 128 сражений, в которых французская республиканская и императорская армии одержали победы.
В честь знаменитых «ста дней» Наполеона, в течение которых он правил Францией после бегства с острова Эльба, арку окружают сто соединенных цепями гранитных тумб.
Ее воздвигали по проекту французского архитектора Жана Шальгрена (1739-1811). К тому моменту давно прошли времена его стажировки в Риме. Шальгрен начал свою карьеру еще до прихода Наполеона к власти. К концу XIX в. архитектор уже имел прочную репутацию признанного мастера, строящего в стиле классицизма.
В его активе было несколько частных особняков, церковь Сен-Филип-дю-Руль. В Париже кроме площади Звезды он сформировал современный облик площади Согласия, поместив в ее центр обелиск, привезен ный из египетского Луксора.
Арку и площадь окружают три ряда деревьев. За ними расположены так называемые «особняки Маршалов». Эти почти одинаковые дома были построены в стиле ампир по проектам французского архитектора немецкого происхождения Жака Хитторфа (1792-18671.
Свой современный облик площадь Звезды приобрела благодаря сенатору и градостроителю барону Жоржу Эжену Осману (1809-1891). Выходец из семьи немецких протестантов он стал членом Академии изящных искусств.
Получив карт-бланш от Наполеона III, Осман взялся за перестройку старого Парижа, снося целые кварталы средневековых построек. Узкие улочки старого города сменили широкие проспекты.
Среди них и самая широкая улица, проходящая через площадь Звезды с ее Триумфальной аркой, — так называемые Елисейские поля. Название этого знаменитого проспекта возникло от Элизиума: так в древнегреческой мифологии называли обитель душ благородных героев. После реконструкции Османа к центру площади сходились уже не пять, а двенадцать улиц.
Скульптурные украшения арки прославляют победы французских солдат. Здесь помимо знаменитой композиции «Выступление волонтеров, 1792 г.» можно найти изображения, рассказывающие и о сражении под Аустерлицем, и при Абукире. Отмечены взятие Александрии и сражение при Жеммапе.
Спустя два года после окончания Первой мировой войны, в 1921 г. под сводами арки была сооружена могила Неизвестного солдата. Надпись на ней гласит: «Здесь покоится французский солдат, отдавший жизнь за Родину, 1914-1919».
Позже возникла традиция ежедневно символически зажигать Мемориальный огонь на этом памятнике. В 1969 г. площадь, где стоит арка, переименовали. Теперь она теперь носит имя президента Франции Шарля де Голля.
Любопытно, что уже в XX в. знаменитая «историческая ось» Парижа, на которой лежат две его триумфальные арки, была продлена на запад за пределы города благодаря строительству авеню Великой Армии.
На ее завершении возник деловой центр Дефанс. Здесь по инициативе президента Франции Франсуа Миттерана в конце XX столетия появилась третья триумфальная арка — так называемая Большая Арка Братства. Парижане называют ее короче — аркой Дефанс.
Она была построена по новаторскому проекту датского архитектора Йохана Отто фон Спрекельсена (1929-1987) и является по форме гигантской остекленной буквой «П» высотой в 110м. Любопытно, что арка Дефанс видна через Триумфальную арку, стоящую на площади Шарля де Голля.
Арку украшают четыре скульптурные группы. Среди них «Отправление волонтеров» более извепное как «Марсельеза». Это работа скульптора Франсуа Рюда (1784-1855), и «Триумф 1810 г.» — работа Атуана Этекса (1808-1888).
К середине XIX в. былая мощь имперской поступи во многих европейских государствах пошла на убыль. Вернее произошло очередное перераспределение средств и возможностей между членами общества.
Ведущие архитекторы все чаще получали крупные заказы не от государства и правящих династий, а от представителей буржуазии, вкусам которой следовало угодить. Возникла любопытная ситуация, когда на смену устаревшему классицизму еще не успело прийти новое модное и единое по своей стилистике направление в архитектуре.
Зодчие оказались совершенно свободны в своем выборе пластических решений, к которым их подталкивал весь накопленный опыт строительства. В результате стали возникать сооружения, которые были умело стилизованы под то или иное направление в архитектуре.
Крепкий профессионал мог построить дом и в русском стиле, и в стиле Людовика XVI. Можно было использовать элементы готики. В результате возникало не чисто готическое сооружение, а как бы игра в готику.
Архитекторы чувствовали себя свободными выбирать на свой вкус (соотносясь с предложениями заказчика) отдельные детали будущей постройки: наличники, карнизы, лепной декор, выбирая их на свое усмотрение из недр уже сложившихся исторических стилей.
Так возникло явление, которое назвали эклектикой. Этот термин достаточно точно передает суть дела. В переводе с греческого «ekiektikos» — «выбирающий». Эклектика породила такие направления в архитектуре, как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготику.
Некоторые специалисты до сих пор спорят, можно ли говорить об эклектике как о самостоятельном стиле или это всего лишь название периода вавилонского смешения архитектурных форм, своеобразного многостилья, «какофонии» стилей.