Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

https://architecturebest.com/dom-kupca-tarasova/

Дом «умершего московского купца Сергея Тарасова» находится на Тулинской (б. Воронья) улице (д. № 1, угол Съезжинского пер.), в том же квартале, что и дом П. И. Хрящева б. В Альбом Тверской части при составлении Альбомов включен ошибочно. В 1812 году сгорел. В середине XIX века участок был слит с соседним в. Дом и флигель с улицы перестроены. Дворовый фасад в неплохой сохранности.

В Указателе 1793 года адрес дома указан довольно точно — на Большой Семеновской (ныне Таганской) улице. После смерти Аршеневского (в 1802 г.) дом числился за его «малолетними детьми». В 1812 году, вероятно, сгорел, к 1821 году восстановлен. В это время им владел купец К. Сычков. Переход дома от крупной дворянской фамилии к купечеству явление для начала XIX века обычное, наглядное свидетельство социальных сдвигов. Послепожарная перестройка незначительна (надстроен мезонин).

План и фасад дома наводят на мысль о неодновременности постройки. Первый этаж дома (на плане 1821 г. названный, за небольшим исключением, «нежилой кладовой») с характерной «палатной» планировкой построен, вероятно, в середине XVIII века.

Правда, по причине не разработанности истории архитектуры этого периода трудно сказать, когда подобная планировка в Москве перестала применяться. Сложившаяся в XVII веке, быть может и раньше, она постоянно встречается в памятниках первой половины XVIII века, но встречается и в домах 70-х годов XVIII века.

Планировку второго этажа нельзя назвать обычной для конца XVIII века, хотя по расположению комнат она принадлежит к самой популярной схеме того времени. На плане легко выделить центральную часть, которая делится па почти совершенно одинаковые половины узкой диванной. Различие половин только в том, что смежные большая и малая гостиные (вместо последней в правой половине — парадная спальня, необычно расположенная — вдоль фасада) в разных половинах меняются местами.

Планировка эта поразительно напоминает планировки середины XVIII века для дома, рассчитанного на две семьи.

Этому точно отвечает соответствующая часть фасада: здесь дважды повторен фрагмент — три тесно и три широко поставленных окна и окно между ними, отвечающее коридору (в Альбоме — диванной). Все это, так же как и характерное расположение окон по высоте и нежилой сводчатый первый этаж, — подклет, свидетельствует о том, что дом перестроен из палат середины XVIII века, быть может включивших и части более старого здания.

Центральную часть заднего фасада дома занимает длинная узкая комната с восемью окнами и двумя печами. Комната не одновременна дому, так как закрыла две гостиные. По назначению это скорее всего зимний сад (об этом свидетельствуют окна во всю ширину стен, граничащих с гостиными). Но был ли проект этой комнаты осуществлен — неизвестно. Во всяком случае на плане 1821 года (равно как и в натуре) она отсутствует и дом имеет таким образом два ризалита во двор. Скорее всего зимний сад — это проект, оставшийся неосуществленным.

Е. А. Белецкая относит фасад дома к 70-м годам XVIII века. Но по виду в Альбоме совершенно гладкий, лишенный междуэтажных гуртов фасад скорее можно отнести к 90-м годам XVIII века, сохранившим заметные следы более раннего времени.

В натуре пилястры расположены совершенно иначе, чем в Альбоме. Можно думать, что в Альбоме изображен проект общей перестройки дома, из-за смерти Н. Я. Аршеневского не вполне осуществленный в натуре. Последним этапом этой перестройки была, вероятно, пристройка лестницы в левой части дома.