Скульпторы резали дерево так, будто имели дело с нейтральной массой. Для меня дерево не нейтральная субстанция, а нечто большее — это живой материал, возникший из растущих волокон примерно так же, как мускулатура человека. Поэтому я просто не могу вырезать фигуры из дерева, словно из куска сыра. Структура волокон должна быть обязательно принята во внимание, и я не могу применить против нее насилие. Поэтому созданные мною деревянные формы следуют — или я, во всяком случае, стремлюсь к этому—сложившейся структуре дерева. Я как-то подарил одну из своих деревянных скульптур моему другу, одному из величайших физиков нашего времени. Вскоре после этого я получил от него письмо, в котором он писал: «Я как раз только что закончил одно исследование о молекулах, и мне представляется весьма возможным, что вообще не существует никаких отдельных молекул, только цепочки молекул, и волокна дерева являются их увеличенным символом».
Натуральный камень. Возьмем, например, альпийский гранит, также исходный строительный материал во многих странах, и каррарский мрамор, строительный камень монументальных архитектурных форм. Ведь камень такое же создание природы, как и дерево, только еще древнее, чем растущий вокруг пас лес. И этот древнейший материал нельзя обрабатывать без умения чувствовать его природу. Пористость различных пород камня предполагает материала для различных архитектурных форм и соответственно различных скульптурных форм в архитектуре. В камне «биологический феномен». может быть, не столь ясно обнаруживается, как п дереве, по и здесь он, несомненно, присутствует. Я видел некоторые мраморные фасады, которые выглядели так, точно их создали из белой жести. Такое впечатление обусловлено тем, что характер материала не был правильно понят. Следовательно, и здесь тот же вывод: формы должны точно соответствовать структуре материала, отвечать тончайшим нюансам цвета.
Наряду с развитием новых конструкций XX в. внес существенные коррективы и в применение традиционных материалов в строительстве — дерева, кирпича и др.
В деревянных конструкциях с конца XIX—начала XX в, брусья и доски были основным строительным материалом. Конструкции сначала соединялись болтами, а с начала XX в — на гвоздях и шпонках различного вида. Большая заслуга в раззитии деревянных конструкций принадлежит В. Г. Шухозу, который способствовал созданию сегментных ферм, а в дальнейшем он же создал оригинальный деревометаллический свод, в котором настил, обрешетка, прогоны и ферма одновременно выполняют функции несущей конструкции (впервые эти конструкции пролетом от 1 2,8- до 21,3 м были применены в павильонах Нижегородской выставки 1896 г.).
С использованием идеи В. Г. Шухоза в Германии была создана конструкция сетчатого свода системы Цолингера из стандартных пересекающихся под углом дощатых элементов. В начале столетия в Швейцарии были созданы и первые арочные или рамные клееные конструкции сплошного сечения. В годы первой мировой войны и послевоенного периода в связи с дефицитом металла развитие деревянных конструкций получило особенно сильный толчок. В 20—30-х годах в Германии и Швейцарии, а затем в США клееные конструкции — рамные, арочные и др. — получают широкое применение.
В 50—60-х годах наряду с клееным каркасом распространяются складчатые конструкции и деревянные оболочки из двух или трех слоев досок с очертаниями одинарной и двоякой кривизны. Формы деревянных оболочек практически мало отличаются от железобетонных. Развитие полимерных материалов и водостойких синтетических клеев способствует развитию древесно-стружечных материалов и высококачественной многослойной фанеры, также широко используемых в строительстве.
В развитии каменных конструкций основная тенденция — укрупнение элементов стен и облегчение их объемного веса. Разработаны различные системы облегченных кладок из кирпича, создаются укрупненные и облегченные блоки.
Одновременно с развитием конструктивных систем изменялись и методы строительства. Первые опыты индустриального домостроения относятся еще к 20-м годам XX в. Широкое внедрение в строительную практику индустриальных методов особенно характеризует последние десятилетия. Все большее значение приобретает заводское изготовление деталей и элементов строительства.
Быстрое развитие строительной техники в середине и второй половине XIX в. еще не получило должного отражения в развитии архитектурных форм. Традиционные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной структурой. Утратив стилевое единство, архитектура все более подчиняется вкусам отдельных заказчиков — капиталистов. Архитекторы, не имея общих взглядов на пути дальнейшего раззития зодчества, все чаще механически воспроизводят формы различных исторических стилей. Это широко распространившееся со второй половины XIX в. направление получило наззание эклектики. Для него характерны многообразные проявления историзма, будь то стилизация под какие-то исторические произведения или смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей, Архитекторы используют приема и формы эпох ренессанса,- барокко и классицизма (здание Большой оперы в Париже, 1862—1875 гг.), но часто обращаются и к собственному наследию в поисках форм в духе «национального романтизма» (здание Парламента в Лондоне, 1840гг — пример «готического романтизма»).