Зодчие не соразмерили действительные конструктивные возможности перекрытия большого пролета — купол рассекли многочисленные трещины и в начале нашего столетия он рухнул, разрушив при этом великолепное майоликовое надгробие.
Стремление строителей мавзолея к совершенной, насыщенной рельефом и узором детали при общем лаконизме архитектурных форм приводит иногда к контрастным сочетаниям. Это отмечается в грузных формах входного портала, завершенного легким сталактитовым карнизом с тонкой проработкой в цвете и рельефе всех его нишевидных ячеек.
Особенно выразительна подглазурная майоликовая роспись с мягкими расплыва- ми красок и стекловидными бликами слабого рельефа. Снаружи, рядом со стенами и куполами, сохраняющими фактуру обычной кирпичной кладки, и внутри, на фоне белой штукатурки, особенно выделяется блестящая голубовато-синяя майолика.
Надгробие, ставшее образцом для многих памятников Хорезма, представляло собою параллелепипед саркофага с установленным на нем сверху декоративными надгробиями типа «сагана».
Ему противопоставлен стоящий рядом майоликовый столб, который, по преданию, отмечает захоронение головы шейха. Невысокий рельеф майоликовых плит образует пояса, бордюры, фигурные медальоны.
Роспись надгробия в стилизованной манере раскрывает целый мир растительных узоров среднеазиатской флоры. Мелкая графическая россыпь завитков, заполняющая свободные поля плиток, сближает это монументально-декоративное произведение искусства с орнаментальным покровом бытовой керамики.
В преобладающей гамме голубовато-синих цветов соседствуют желтый, красный, салатный, коричневато-черные цвета. Техника подглазурной росписи смягчает сочетание нескольких цветов. Часть плиток расписана глухими ангобными красками с применением листового золота. Наряду с гладкой встречается рельефная майолика.
В надгробии мавзолея Наджмеддин Кубра хорезмские художники-керамисты показали все лучшее, чем они владели в этой области искусства к 40-м годам XIV в. Не только технологический опыт керамического производства, но и большое орнаментальное богатство, а также приемы построения сталактитов из мавзолея Наджмеддин Кубра были в дальнейшем широко использованы среднеазиатскими зодчими.
Мавзолей Тюрабек-ханым расположен примерно в 300 м на северо-запад от минарета Куня-Ургенчской соборной мечети. Объемная композиция мавзолея с акцентом на входную портальную часть позволяет предполагать о его постановке на площади.
Здание включает три помещения: центральный зал, примыкающее к нему с запада вестибюльное помещение, открытое в портальную нишу, и усыпальницу— с востока. Шестигранная форма центрального зала усыпальницы предопределила все оригинальное объемно-планировочное построение мавзолея.
Удвоение наружных граней позволило придать им нужную стройность. Внутри же проще, чем при квадратном плане, решается постепенный переход к куполу. При этом шестигранный и 12-гранный ярусы прорезаются световыми проемами, придающими центральному объему мавзолея облик ротонды.
Художественные достоинства мавзолея заключаются не только в гармоничном сочетании его архитектурных форм, но и в ясной логике общего конструктивного решения, в выразительной пластике деталей. При этом выявляется высокая культура владения материалом, артистичность в прорисовке орнаментов, их цветовом насыщении.
Мозаика, составляющая узоры на пилонах, стенах, архивольтах арок, сталактитах, внутренней сфероконической поверхности купола, в таком изобилии и такой совершенной технике появляется в зодчестве Средней Азии впервые.
Она не уступает лучшим образцам самаркандской мозаики, появившейся впервые на тимуровских постройках в конце XIV—начале XV вв. Цветовая гамма хорезмской мозаики богаче — здесь встречается кирпично-красный цвет, широко разработана градация охристых тонов.
Классическая техника майоликовой мозаики, обычно не допускающая включения иных приемов набора, здесь (купол мавзолея) кое-где сочетается с расписной майоликой, имитирующей мозаику, и, наоборот, среди майоликовых плит (портальная ниша) включаются мозаичные фрагменты или мелко расписанные фигурные майоликовые вставки, что создает едва заметные в цветовом отношении нюансы.
Преемственность старых традиций проявляется в мастерском использовании шлифованного кирпича, который на фасадах и в интерьере играет композиционную роль арочно-рамного каркаса, заполненного полихромной облицовкой.
Художественный эффект достигнут не столько ровным кремоватым цветом кирпича, четкостью кладки, красочностью мозаичных наборов, сколько сочетанием мозаики с терракотовой кладкой. Подобное сопоставление фактур облицовочных материалов (особенно в интерьерах) в дальнейшем уже не поднималось до мастерства зодчих усыпальницы Суфи.