Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Немногие страны претерпели такие радикальные метаморфозы, как Объединенные Арабские Эмираты, где некогда бесплодная пустынная земля кочевников, небольших портов и рыбацких деревень за 50 лет с момента своего основания превратилась в глобальный финансовый и туристический центр. Эти изменения были встроены в эволюцию его застроенной среды, поскольку ранее отдельные эмираты превратились в непрерывные городские районы во время нефтяного бума в середине 20-го века в Персидском заливе.

Его нынешняя городская морфология является свидетельством результатов нисходящего развития, созданного в соответствии с современным порядком и может похвастаться самым высоким зданием в мире, роскошными торговыми центрами, искусственными островами в форме пальм и бесчисленными ослепительными небоскребами.

До этого поразительного преобразования население договорных государств 18-го и 19-го веков под британским протекторатом региона жило в хижинах барасти, сделанных из деревянных каркасов с пальмовыми ветвями, привязанными к стенам, или в бедуинских палатках, сделанных из козьей и верблюжьей шерсти или овечья шерсть. Богатые, в том числе торговцы, занимающиеся процветающей жемчужной промышленностью, жили в домах, сделанных из местных материалов, таких как камень, сырцовый кирпич или коралл, с ветряными башнями в качестве охлаждающих устройств.

Жилые дома были спланированы вокруг дворов, в соответствии с культурными традициями гендерной сегрегации, с традиционными исламскими элементами, такими как арки и машрабия. Особое внимание уделялось стенам как структурным, экологическим и сегрегационным барьерам. Улицы были организованы органично в виде лабиринтов, чтобы справиться с жарким и засушливым климатом пустыни, с типологиями зданий, включая мечети, жилые дома, рынки и оборонительные укрепления, такие как сторожевая башня Аль-Макта в Абу-Даби.

Последствия Первой мировой войны и Великой депрессии привели к тому, что индустрия добычи жемчуга пришла в упадок с открытием культивируемых альтернатив из Японии, что еще больше усугубилось разрушениями Второй мировой войны. Первый аэропорт страны был построен в Шардже в 1932 году, когда в середине 1930-х годов начались первые разведочные работы на нефть.

В следующем десятилетии произошли новые изменения, поскольку нефтяные экспедиции продолжались, а шейх Шахбут из Абу-Даби построил форт Каср Аль Хосн. Внушительное сооружение, которое доминировало над горизонтом и отличалось множеством традиционных элементов, таких как стрельчатые фасадные арки и крепостные стены, в настоящее время является старейшим сохранившимся зданием города.

Открытие и экспорт нефти из Объединенных Арабских Эмиратов в конце 1950-х и середине 1960-х годов стало первоначальным катализатором необратимых изменений, которые должны были произойти. Условия, которые ускорили индустриализацию на Западе, не существовали в ОАЭ в то время, и их модернизация была вызвана потребностью в инфраструктуре для поддержки трудовых мигрантов и местными желаниями современного уровня жизненного комфорта.

Глобализация привнесла в регион бетон и модернизм с постоянным притоком экспатриантов из Южной и Восточной Азии, которые искали работу в бурно развивающейся нефтяной экономике. Недавно построенные дорожные сети позволили импортировать и транспортировать вглубь страны большее разнообразие строительных материалов. При этом возникла форма модернизма середины века с ближневосточным оттенком, призванная удовлетворить потребности жилых и офисных помещений.

Старые городские центры Дубая и Шарджи, содержащие квартиры средней этажности, банки, офисные комплексы и коммерческие районы, служат свидетельством этого развития в 1970-х и 1980-х годах, когда было завершено строительство апартаментов Bank Street в Шардже и башни Дейра в Дубае. и здание Ибрахими в Абу-Даби. Эти проекты олицетворяли утилитарный модернизм той эпохи с белыми бетонными фасадами и решетчатыми внешними затеняющими устройствами.

Постмодернизм привнес надуманный орнамент на фасады с наклеенными на каждое здание арками в качестве косметической дани местной истории. Однако результаты граничили с китчем без необходимого критического рассуждения о принципах модерна и постмодерна. Всемирный торговый центр Дубая, построенный в 1979 году, изменил траекторию городского развития города, стал одной из эмблем периода и обозначил будущие тенденции.

Здания росли выше, несмотря на изобилие доступной земли, поскольку правители консолидировали власть, а застройщики гнались за товарным имиджем, чтобы привлечь туристов и иностранные инвестиции. Конкурс на иконы начался в Дубае в 1990-х годах, пиком которого стал Бурдж-аль-Араб в 1999 году, ставший культурной достопримечательностью и провозгласивший выход Объединенных Арабских Эмиратов на мировую архитектурную сцену.

Архитектура стала средством выражения богатства, поскольку стены были покрыты стеклом, мрамором и гранитом. Последовало десятилетие лихорадочного строительства, подпитываемого звездной архитектурой, рабочей силой мигрантов и видением правителей ОАЭ, которые изменили городской ландшафт.

Стоимость земли росла, спекуляция недвижимостью набирала обороты, богатство хлынуло в страну, и были доставлены новые иконы, такие как Emirates Towers. Соревнование за внимание достигло апогея с Бурдж-Халифа, символизируя и объявляя всему миру об экстравагантных амбициях правителей страны. Амбициозные инфраструктурные и культурные проекты, такие как Дубайское метро и Лувр Абу-Даби, также преследовались с аналогичными целями.

Острова небоскребов образовались в центре ранее малоэтажных районов, при этом мало внимания уделялось созданию целостной городской среды, а цветные навесные фасады стали нормой, несмотря на их склонность к нагреву в местном климате. В качестве компенсации ограждающие конструкции зданий были полностью герметизированы и оснащены кондиционерами, отключая пользователей от их контекста.

Высококлассные торговые центры использовали эти системы для перемещения общественных пространств внутри помещений, часто заменяя старые коммерческие районы, включая декоративные ловушки ветра, арки, экраны и каллиграфию, поверхностно наслоенную, чтобы изобразить ушедшую эпоху народной архитектуры.

Примеры включают Дубай Молл, Мадинат Джумейра или реконструированный Центральный рынок Абу-Даби , который заменил и облагородил историческую коммерческую зону с высотными зданиями и торговым центром. Этот сдвиг укрепил исключительные социально-экономические структуры за счет превращения искусственной среды в товар.

В качестве альтернативы также раздавались призывы к сохранению и реконструкции объектов наследия в качестве музеев или культурных объектов, как это видно в восстановлении и продвижении Каср-аль-Хосн, Аль-Шиндага, аэропорта Аль-Махатта и форта Аль-Фахиди в качестве объектов для культурного туризма.

В последнее десятилетие также были внедрены биоклиматические и экологически чувствительные концепции в здания, такие как башни Аль-Бахр в Абу-Даби, на фоне опасений по поводу высокого углеродного следа и городских островов тепла.

В то время как прогресс, достигнутый Объединенными Арабскими Эмиратами, не что иное, как впечатляющий, ограниченное признание страной своих корней выдает недостаток веры в местные системы, видимый в гегемонии импортированных методов строительства.

Однако жители и правители страны никогда не собирались оглядываться назад — о чем свидетельствуют постоянные архитектурные инновации на протяжении десятилетий. Они постоянно продвигались вперед, и во многих отношениях современная застроенная среда Объединенных Арабских Эмиратов уже отражает чаяния их жителей. Таким образом, с дальнейшими критическими рассуждениями о методах строительства и социально-экономической инклюзивности в ближайшие годы может появиться уникальный эмиратский способ строительства.