Джакомо Кваренги приехал на Дворцовую набережную посмотреть место, которое отводилось под театр.
Уже были построены Зимний дворец и Малый Эрмитаж. «Здравствуйте, творения Растрелли, Фельтена и Деламота! Я — Кваренги!» — мысленно поздоровался зодчий. Второй Зимний дворец, построенный в 1719-1721 годах архитектором Г. Матарнови, старел и разрушался. На месте второго Зимнего дворца было решено построить придворный театр. Строительство поручили Д. Кваренги.
Здание Эрмитажного театра (так в дальнейшем стали называть театр) расположено на углу Дворцовой набережной и Зимней канавки (канал был прорыт в 1718-1720 годах, а название получил от Зимнего дворца).
В ходе проектирования Кваренги использовал некоторые части здания второго Зимнего дворца. Строительство велось в три этапа. На первом этане внутри старого здания были построены только сцена и зал, на втором — расширили сцену, произвели внутреннюю отделку зала, на третьем этапе построили восточный и главный фасад, выходящий на Дворцовую набережную. Строительство театра было закончено в 1787 году. Но задолго до этого, 16 ноября 1785 года, состоялся первый спектакль.
Четкость, предельная простота и строгость форм — формула строгого классицизма — все это было свойственно всем зданиям Кваренги, в том числе и Эрмитажному театру. Центральную часть главного фасада украшает колоннада из восьми колонн коринфского ордера, равная по высоте второму и третьему этажам. Колонны выступают лишь на три четверти диаметра и имеют чисто декоративное значение.
Первый этаж рустован без вертикальных швов и воспринимается как цокольный этаж, на который опирается колоннада. На гладких плоскостях боковых стен, по обе стороны колоннады, устроены круглые и овальные ниши, в которых установлена скульптура. Прямоугольные окна второго этажа оформлены треугольными сандриками. Венчает здание мощный антаблемент.
Зрительный зал расположен полукруглым амфитеатром, наподобие античного греческого театра. Размеры зала небольшие, но нарядное оформление делает зал торжественным, парадным. Между коринфскими колоннами, в архитектурно оформленных нишах помещены статуи Аполлона и девяти муз. В верхней части стен устроены квадратные заглубления с барельефными медальонами.
В пояснительной записке к проекту Эрмитажного театра Кваренги напишет: «Я сделал амфитеатр полукружием по двум причинам. Во-первых, потому что каждый из зрителей удобней видит сцену, во-вторых, потому что зрители хорошо видят друг друга и доставляют прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон». (По этому же принципу Кваренги расположит амфитеатр в Никольском и останкинском проектах театров для Шереметева в Москве).
Эрмитажный театр не имеет парадного подъезда. Пройти в театр можно из дворца через здание Малого и Старого Эрмитажа и фельтеновскую арку над Зимней канавкой.
Но мы не покидаем Дворцовую па-бережную. С именем Кваренги связано еще одно здание. В то время, когда строился Эрмитажный театр, напротив него, через Зимнюю канавку, по проекту Кваренги возводился корпус Лоджии Рафаэля. Перекрытая сводами длинная галерея на тором этаже этого корпуса повторяла ту часть панского дворца в Ватикане, которая была расписана учениками великого Рафаэля, но его эскизам. Росписи Лоджии Рафаэля, возводимой Кваренги, исполнил римский художник X. Уинтербергер.
Тридцать пять разных зданий построил Кваренги. О каком из них будет следующий наш рассказ? Какому зданию отдать предпочтение? Каждое из них имеет свою судьбу, свою биографию. Напротив Дворцовой набережной находится Васильевский остров. В петровские времена было решено на этом острове создать парадный центр. Главная площадь формировалась на восточной стороне острова, а в западном направлении пролегли три проспекта — Большой, Средний и Малый.
Главное здание Академии наук (1783)
В 1725 году была основана Петербургская Академия наук, затем она была переведена на Васильевский остров во дворец, построенный для царицы Прасковьи Федоровны.
В 1783 году по проекту Кваренги началось строительство здания на участке, расположенном между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий (рис. V.144). Это здание резко отличалось от существующей застройки.
Оно было двухэтажным, прямоугольным в шине, вытянутым вдоль Невы (рис. V.145). Фасады обработаны карнизом, пояском и подоконными тягами. Первый этаж выглядит как цокольный и облицован гранитными плитами; окна прямоугольные, лишенные обрамления.
Главный фасад отмечен монументальным портиком из восьми ионических колонн, расположенным на выступающем цоколе; по бокам фасада устроены ризалиты. Перед входом в здание — площадка с гранитными ступенями (рис. V.146).
Здание Академии наук и Эрмитажный театр отличались пластичностью, размахом и выразительностью.