Можно констатировать, что для эстетической оценки среды важнейшей предпосылкой является человеческая деятельность. Ее цели заставляют обращать внимание на те или иные компоненты окружения (хотя затем, на следующем уровне познания необходимо определенное отстранение от этих сиюминутных целей для постижения внутренней жизни предметов, смыслов, заключенных в них, для того, что было названо бескорыстным Созерцанием жизненных ценностей). Деятельность, кроме того, создает эмоциональный фон, благоприятный или неблагоприятный для эстетического восприятия.
Следует отметить, что человек в городской среде по-разному ее воспринимает в зависимости от той деятельной роли, в которой он в данный момент выступает — спешит по делам, прогуливается или путешествует как турист; идет ли пешком или едет в автомобиле. В отличие от большинства других видов искусств, рассчитанных исключительно на целенаправленное потребление — созерцание, вслушивание, вычитывание, — архитектура чаще всего воспринимается походя, между прочим. Это же относится и к городской среде в целом. Тем не менее архитектура, город всегда воспринимались эстетически, их художественная выразительность всегда была предметом заботы общества. Наше время, как показывает опыт, не является исключением.
А это значит, что и те условия восприятия, которые специфичны для архитектурной среды, обеспечивают ее эстетическую оценку, хотя, еще раз повторим, эта оценка и различается отчасти в зависимости от тех условий, в которых находится наблюдатель. Существующие исследования позволяют установить основные различия в восприятии пешехода и автомобилиста, спешащего или созерцающего горожанина. На этих особенностях мы вкратце остановимся в последующих главах.
Установив, что созерцание и деятельность в городской среде теснейшим образом сплетены, возвратимся к вопросу о том, что же именно может быть в городе предметом эстетического восприятия. Безусловно — статические составляющие, архитектурный слой среды. Но, кроме того, и деятельность, которая сама по себе может быть объектом эстетической оценки. Мы говорим сейчас, конечно, не о поступках, которые могут быть изящны, красивы или, наоборот, некрасивы. Это за границами сферы профессионального внимания архитектора.