К началу XX в. Турция была, по существу, полуколонией империалистических стран. Буржуазная революция 1908 г., возглавляемая младотурками, не принесла Турции освобождения от империалистической зависимости. После поражения Турции в (первой мировой войне ее территорию начали делить державы Антанты.
Национально-освободительное движение приняло под влиянием Великой Октябрьской революции мощный размах. Советская Россия подписала в 1921 г. с Турцией договор о .дружбе. После разгрома интервентов (1919—1922) Турция в 1923 г. была провозглашена республикой.
Турция — аграрная страна, промышленность которой развита слабо, хотя металлургическая, пищевая и текстильная отрасли промышленности получили -сравнительно быстрое развитие. Этому в известной мере способствовала помощь Советского Союза. В частности, большой текстильный комбинат в Кайсери был построен в 1935 г. советскими специалистами по проекту архитекторов И. Милиниса, Е. Попова, А. Пастернака под руководством и при участии проф. И. Николаева.
С 30-х годов строительство в Турецкой Республике велось в основном по проектам швейцарских, австрийских, немецких, итальянских, французских архитекторов, однако с течением времени в стране стали складываться национальные кадры зодчих, особенно после открытия в Анкарском университете архитектурного факультета и в Стамбульской академии художеств архитектурного отделения.
Но, несмотря на это, до сих пор наряду с турецкими архитекторами значительное число объектов строится по проектам зарубежных мастеров, чему способствует широко применяемая в стране система международных конкурсов, на которых премиями часто отмечаются работы иностранных специалистов. Такая система ведет к тому, что в современной архитектуре Турции основой является западная ориентация, и многие принципы и формы архитектуры Запада переносятся в турецкое зодчество. Вместе с тем турецкие архитекторы и в этих условиях стремятся сохранить национальное своеобразие и -опираться на традиции как в планировочных приемах, так и в декоративной обработке зданий.
Национальные традиции выражаются в использовании изобразительных и орнаментальных средств, введении цвета в отделку зданий, в своеобразии сочетания объемов, в планировке квартир с их обязательными эркерами, лоджиями и двориками, с так называемыми «баньо» (низкими бассейнами, вмонтированными в полы ванных) и двойными санитарными узлами, в устройстве пергол на плоских крышах. Многие из этих принципов’ используются и в строительстве общественных зданий.
Турецкие зодчие упорно ищут то своеобразие, которое должно отличать их архитектуру от архитектуры других стран, и добиваются в этом определенных успехов.
В силу исторических особенностей развития страны потрясения второй мировой войны не привели в Турции к тем качественным сдвигам в архитектуре, которые наблюдались во многих других странах. Эволюция архитектурных идей и концепций протекала здесь последовательно и постепенно.
Градостроительные работы стали производиться в Турции с конца 20-х годов. До того города застраивались беопланово и хаотично. Во многих городах старые, исторически сложившиеся районы сохраняются и (поныне в неприкосновенном виде, а новое строительство ведется (в районах, сложившихся в XIX—XX ©в. Таковы, например, Анкара, Измир. В других случаях новое строительство постепенно внедряется в исторически сложившуюся застройку. Иногда это делается профессионально,, и тогда складываются достаточно органичные ансамбли. Иногда же новая застройка вводится в старые районы без учета окружения, и получаются диссонансные сочетания разнохарактерной застройки. Такого рода примеры можно найти в Стамбуле, Конии и других городах.
Первым городом, который получил утвержденный проект генерального плана, явилась Анкара. Проект был разработан после греко-турецкой войны 1923 г., в результате которой турки возвратили себе район Анатолии, ставший политическим центром республики. Вслед за этим начался быстрый рост’ города, из заштатного небольшого городка превратившегося в столицу страны (до 1923 г. столицей был Стамбул).
В 1928 г. арх. И. Янсеном был разработан генеральный план расширения города, который, однако, быстро устарел. В 1954 г. был составлен новый проект реконструкции Анкары (архитекторы Нихат ЮждальиРа- шидь Уйбадын), по которому с севера на юг город прорезает 7-километровый бульвар Ататюрка — главная магистраль столицы. Примерно посредине бульвар пересекает вторая важная магистраль — бульвар Мустафы Кемаля. Близ пересечения этих двух главных улиц группируются новые кварталы с регулярной планировкой.
В примыкающих районах планировка носит регулярный характер, хотя и здесь застройка разнородная — от небольших особняков до многоэтажных домов. Новая застройка постепенно вытесняет старую. Без всяких изменений сохраняется старая застройка наиболее древнего ядра города, расположенного в северной части района Цитадели.
Самым большим городом Турции является Стамбул (в турецкой транскрипции Истанбул) —город поразительных контрастов, создаваемых сочетанием старого и нового; великолепных широких магистралей района Бекж-Дере и зловонных улочек Га- латы. Центральная улица города — проспект Истикляль (Независимости) —упирается одним концом в площадь Таксим, а другим выходит к Галатскому мосту через Босфор. От площади Таксим берет начало и другой большой проспект — Рефик Сайдам, который выходит на второй мост Ататюрка и дальше переходит в бульвар Ататюрка — широкую магистраль, проходящую под монументальными арками римского акведука Валента.
В Стамбуле ведутся реконструктивные работы, начатые в 50-х годах. Так, в районе набережной Золотого рога — Айван Сарай— и магистрали Ниджатбей прокладываются новые улицы. Сносятся ветхие дома, реконструируется и расширяется проезжая часть. Правда, примеры подобных крупных планировочных работ единичны. Можно назвать еще реконструкцию района Беюк-Дере и создание нового проспекта Халаскар Гази, застроенного жилыми домами.
Измир, третий по величине город Турции, расположен на берегу залива. Удобное местоположение сделало его важным индустриальным и торговым центром страны. Город резко делится на две части: южную— старую, и северную—новую. Границей служит бульвар Февзилаши. Старая часть сохраняется в неприкосновенности. Новая, центральная часть тщательно распланирована по проекту, разработанному в начале 50-х годов. В центре города размещен огромный так называемый Культур-парк — место проведения международных ярмарок. В Измире, как, впрочем, и во многих других городах Турции, органически сплелись история и современность, что придает городу особое очарование и колорит.
Жилищное строительство в Турции ведется разбросанно, хотя оно подчинено локальным строительным замыслам. В муниципалитетах крупных городов имеются архитектурные управления, которые утверждают проекты. Начальник управления фактически является главным архитектором города, без ведома которого не может возводиться ни одно сооружение’. Проекты официальных (государственных) сооружений утверждаются Министерством общественных работ. В каждом вилайете (районе) есть директор, занимающийся вопросами строительства и архитектуры.
Типового проектирования в Турции не знают, однако архитектурно-коммунальные управления городов каждое для себя вырабатывают свои нормы, устанавливая размеры комнат и служб. Особенностью планировки квартир является обязательное наличие лоджии и двух уборных — обычной и азиатской (без унитаза).
В Анкаре значительное жилищное строительство ведется в районе Чанкайя близ района новых министерств.
В Стамбуле довольно большие жилые массивы размещены на новом проспекте Халаскар Гази и по дороге в пригород Беюк-Дере. Здесь ритмически, торцами к улице, расставлены жилые четырехэтажные корпуса, образующие глубокие курдонеры. Перпендикулярно к ним стоят другие корпуса. Конструктивная схема всех зданий одинакова — монолитный железобетонный каркас с заполнением из легких бетонных плит. Первые этажи зданий, выходящих на улицу, заняты магазинами; оплошные стеклянные ограждения чередуются с глухими стенами, отделанными снаружи цветной майоликой со вставками абстрактного). Такого же типа (на чугунных консолях) балконы.
Кстати, этот стандартный тип домов наиболее распространен и в других городах — Бурсе, Кении, Эскишехире и др.
Крупные общественные здания различного назначения строятся только в самых больших городах.
Главные правительственные и административные здания возводятся в столице республики — Анкаре.
От бульвара Мустафы Кемаля к югу простирается громадная треугольная площадь, на которой возведены крупные общественные здания. Это комплекс министерств и новое здание меджлиса (парламента;). Весь ансамбль начали строить еще в 1938 г. по проекту австрийского архитектора К. Хозмейстера, получившего первую премию на международном конкурсе.
К югу значительная часть бульвара Ататюрка застроена крупными особняками. Новые общественные и административные здания имеют скромный и простой облик — обычно это гладкие, оштукатуренные цементной крошкой сооружения с широкими окнами, большими лоджиями, плоскими крышами. Особенности местных условий (помимо планировочных приемов) выражены и в том, что лоджии и гладкие опоры или колонны, не имеющие баз и капителей, отделаны глазурованной керамической мозаикой излюбленных в Турции цветов — бирюзового и изумрудного.
Конструктивная схема крупных сооружений — железобетонный каркас с заполнением кирпичом и последующей мокрой штукатуркой.
Из всех новых зданий столицы бесспорно самым заметным является мавзолей Кемаля Ататюрка, построенный в 1953 г. по проекту архитекторов Эмина Оната и Орхана Арды. Ансамбль расположен на холме в северо-западной части города и хорошо виден отовсюду. На холм идет ‘дорога, обсаженная кустами роз. От большой полукруглой площадки начинается широкая гранитная лестница, ведущая на аллею длиной 260 м, по сторонам которой установлены парные фигуры стилизованных хеттских львов. Аллея приводит на большую прямоугольную площадь, от которой широкая лестница подводит к зданию мавзолея, представляющего собой огромный периптер. Входом в целлу мавзолея служит открытый проем, на оси которого поставлен небольшой саркофаг из светло-серого полированного гранита. Весь ансамбль выстроен из ноздреватого кремового известняка.
В городе есть отдельные интересные по архитектуре общественные сооружения: например, филологический факультет Анкарского университета, выстроенный по проекту Б. Таута (1935—1936), Оперный театр, реконструированный из здания выставки (1935, арх. Л. Бонатц), здания Совета министров и Министерства иностранных дел (1954, арх. Седат Хаккы Эл- дан), крупный отель Джихан-палас (1959, арх. Абдулах Куран), сельскохозяйственный банк (1928, арх. Джулио Монджери).
Значительные сооружения возводятся и в Стамбуле. Из них наиболее крупное — новое здание Муниципалитета (арх. К- Хозмейстер;), возведенное в 1956—1961 гг. на бульваре Ататюрка; недалеко от акведука Ва- лента. Оно состоит из двух корпусов — семиэтажного административного и трехэтажного, предназначенного для приемов и заседаний.
Административный корпус представляет собою параллелепипед на столбах, расчлененный нейтральной сеткой окон, в двух местах перебитой широкими вставками лестничных клеток с окнами более мелких размеров. Главный корпус увенчан куполом, имеющим седлообразную форму свое образного очертания; само здание сооружено в виде каркаса с редко расставленными стойками, между которыми — сплошное остекление.
Заметным объектом в новой застройке Стамбула является здание гостиницы «Хилтон» (1957, арх. Седат Хаккы Элдан,). Здание стоит в возвышенной части города и отлично воспринимается с различных точек. Это прямоугольный девятиэтажный объем, слегка нависающий над первым, эксплуатационным этажом. На фасады выходят лоджии, подчеркивающие планировочную структуру здания. Асимметрично по отношению к главной оси сооружения поставлен возвышающийся объем технического этажа. Еще сильнее этот объем подчеркнут сплошной глухой стеной под ним, украшенной в центре крупной мозаичной вставкой. Отель «Хилтон» наряду с интернациональными чертами, объединяющими его с другими отелями этой фирмы, возведенными в столицах различных государств, имеет и известную национальную характерность, выраженную как планировочными, так и изобразительными средствами.
Современное строительство в Турецкой Республике развивается самобытным путем. Архитекторы стремятся не терять свое собственное творческое лицо и на базе прогрессивных традиций создавать выразительную архитектуру.