Первая мировая война пошатнула позиции Великобритании и внесла значительные изменения в экономику и политическую обстановку колониальной Индии. Война послужила толчком .к развитию местной промышленности, в которую все больше втягивались крупные землевладельцы. Стала укрепляться местная буржуазия, нарастали противоречия между ней и колонизаторами. 1918—1922 гг. были временем подъема национально-освободительного движения. Большое влияние оказала на него Великая Октябрьская социалистическая революция.
Сильно возрос интерес интеллигенции к национальной культуре. В 1922 г. Рабиндранатом Тагором был основан Национальный университет в Шантиникетоне, близ Калькутты. В это же время возникла художественная школа Майо в Лахоре. Эти две организации сыграли большую роль в становлении современного искусства страны.
Для подготовки национальных научных кадров были построены университеты в Дели, Хайдарабаде (1918—1922), Майсуре (1916), Варанееи (1916—1921), Бароде (1923,), Агре (закончен в 1927 г.) с комплексами учебных зданий и жилищ для студентов и преподавателей, раскинувшимися на обширных парковых территориях за пределами городских территорий. В архитектуре университетских комплексов были широко использованы традиционные приемы пространственной композиции (внутренние дворы, лоджии и пр.) и элементы национальной архитектуры (ажурные решетки и пр.).
В 1920—1930-х годах завершается прерванное войной строительство Нью-Дели — новой стролицы, призванной в своей архитектуре отразить незыблемость и могущество Британской империи.
От визуального центра города—величественного ансамбля правительственных зданий — расходящаяся веером геометрическая сеть улиц застраивается дворцами и особняками М1ахараджей различных княжеств, крупных чиновников, коммерсантов, торговцев и промышленников, а также зданиями административного и иного назначения. В архитектуре воздвигнутых в этот период зданий господствует неоклассицизм. Это — дворец Траванкора, здание Парламента, заложенное в 1912 г. и построенное в 1921—1926 гг., галерея и торговые здания, опоясывающие круглую площадь торгового центра Коннот-плэйс, спроектированную Э. Лаченсом, и многие другие.
В эти годы крупнейшие порты интенсивно застраивались деловыми и коммерческими зданиями в псевдонациональных формах. В Калькутте вокруг сквера Даль- хауза вырос главный торговый центр. В Бомбее таким центром стала привокзальная площадь Флоры Фаунтэн, в Карачи— широкая магистраль Маунтэн-роуд. На обширных городских территориях воздвигались финансируемые местными магнатами помпезные культовые комплексы в модернизированных традиционных формах (храм Лакшми Нарайяна в Нью- Дели, 1933—1939; храм Дакшинешвара и мечеть Накхуда в Калькутте;).
Знаменательно появление в 20-х — 30-х годах первых гидроэлектростанций (Шивасамудрам, близ Бомбея) и металлургического комбината в Джамшедпуре, крупных заводов в Канпуре и Нагпуре, создававшихся на средства местных капиталистов. Это были первые ростки национальной тяжелой индустрии — основы экономической самостоятельности Индии и ее нового градостроительства. Однако в условиях британской колонизации промышленное развитие не отвечало ни размерам страны с ее огромным населением, ни ее природным богатствам; не могла плодотворно развиваться и национальная культура.