Колыбель Ренессанса, родина Джелато, родина соленой победы несоленого хлеба, Флоренция является одним из тех городов, синонимом самого духа Италии. Неудивительно, что французский писатель XIX века Анри-Мари Бейль, окруженный зелеными холмами, усеянными виллами и виноградниками, укоренившимися в итальянском стиле, придумал термин «синдром Флоренции», чтобы описать состояние перегруженности большая красота. Конечно, г-н Бейл был немного склонен к драматизму, когда он использовал этот термин, чтобы охватить ощущение биения сердца, спутанность сознания, обмороки и даже галлюцинации. Сердце замирает или нет, но Флоренция, безусловно, гарантированно станет визитной карточкой места, наполненного историей, и может похвастаться одним из наиболее хорошо сохранившихся исторических центров в Европе.
Раннее происхождение
Первоначально Флоренция была основана Юлием Цезарем в 59 г. до н. э. как римский город и быстро превратилась в важный торговый центр благодаря своему стратегическому расположению недалеко от реки Арно. От римского наследия Флоренции мало что осталось; остатки римских корней Флоренции можно увидеть в следах оборонительной стены, найденной в историческом центре. После падения Западной Римской империи Флоренция в конечном итоге стала частью Священной Римской империи, и город поддерживал тесные связи с близлежащими Папскими государствами, которые контролировались Папой из Рима.
Романский и готический период Флоренции
В 1115 году город Флоренция восстал против маркграфства Тосканы и утвердился как Флорентийская республика и в основном демократическое общество, которое было одним из крупнейших по средневековым меркам. Ранняя флорентийская республика была богатой торговой системой, в которой многие гильдии представляли ремесленников и торговцев, которые играли роль в городском правительстве. Конкуренция за богатство и статус между различными благородными семьями привела к покровительству ремесленников, таких как Данте Алигьери и Лоренцо Гиберти, которые продолжили формировать образ Флоренции, какой мы ее знаем сегодня. Ранняя Флорентийская республика была отмечена романской и готической архитектурой.
Самая важная церковь города в романском стиле базилики, Сан-Миниато-аль-Монте, также относится к этому периоду. Его отличительные черты включают характерный синий и белый мрамор, уложенный в виде геометрических узоров, и деревянную кровельную конструкцию, покрывающую центральный неф, украшенный красивыми расписными рисунками, свидетельствующими о мастерстве.
Палаццо Веккьо, резиденция правителей Флоренции Медичи, является прекрасным примером политической доблести и ее влияния на архитектуру. Само здание полностью построено из кирпича и имеет множество элементов готической архитектуры. Фасад также украшен гербами других итальянских народов, таких как Генуя, Неаполь и Папская область. Башня была построена около 1310 года, и когда-то она была самой высокой точкой во всем городе в какой-то точке всей Тосканы, что определило экономическую мощь и значение Флоренции в средневековой Европе.
Базилика Санта-Кроче является прекрасным образцом архитектуры в готическом стиле и включает в себя 16 различных часовен, которые могут похвастаться произведениями искусства всех периодов движения Возрождения.
Флорентийский ренессанс
После черной смерти наименее пострадавшей и накопленной властью стали дворянские семьи, самой сильной из которых стала семья Медичи, которая стала политическим главой Флоренции и установила наследственную линию правителей, охватывающую века. Медичи были огромными меценатами и заказывали работы многим известным художникам, что, в свою очередь, стимулировало одно из крупнейших художественных движений в истории — Ренессанс.
Многие из самых ранних образцов стиля Возрождения были построены флорентийскими художниками, начиная с 15 века. Начали появляться художники раннего Возрождения, такие как Лоренцо Гиберти (1378–1455), Донателло (1386–1466) и Филиппо Брунеллески (1377–1446). В 1487 году древние тексты Витрувия были одними из первых напечатанных книг и ответственны за возрождение классического стиля — архитектура стала больше, чем продолжение практической традиции, передаваемой через масонские ложи, и приобрела размерность как литературная идея. Стиль эпохи Возрождения подчеркивал симметрию, пропорции и геометрию и был вдохновлен упорядоченным расположением колонн, пилястр, перемычек и полукруглых арок, наблюдаемых в римских зданиях, которые заменили более сложные пропорциональные системы и неправильные фасады средневековых зданий. Прекрасным образцом архитектуры раннего Возрождения во Флоренции является Купол Флорентийского собора, построенный Филиппо Брунеллески.
Он использовал готическое остроконечное поперечное сечение арки вместо полукруглого и уменьшил собственную нагрузку, создав структуру с двойным корпусом, подобную структуре пантеона, поместив купол в самую высокую точку в историческом центре города сегодня. Сегодня собор Флоренции окружен площадью Пьяцца дель Дуомо, одним из самых оживленных общественных мест города. Собор настолько важен и влиятельн, что был одним из первых зданий, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1982 году, наряду с остальной частью исторического центра Флоренции. В 1500-х годах Ренессанс достиг своего пика. Легендарные художники, такие как Микеланджело (1475–1564), Леонардо да Винчи (1452–1519) и Рафаэль (1483–1520), начали получать заказы от богатых покровителей Флоренции.
Флорентийский период барокко и городское планирование
Финансовые услуги Медичи нескольким папам принесли им титул великих герцогов в 1569 году, основав Великое герцогство Тоскана. Это привело к рождению многих архитектурных произведений в стиле барокко, увековечивающих этот статус, в том числе Cappella dei Principi (Часовня Медичи) с драматическими фресками в стиле барокко на потолке.
С 1867 по 1871 год Флоренция на короткое время стала столицей недавно объединенного Итальянского королевства. В это время неоклассическому архитектору Джузеппе Поджи было поручено создать план города, отражающий новый статус города. Городская ткань должна была быть спроектирована так, чтобы вместить быстрорастущее население, сохраняя при этом узнаваемый во всем мире имидж. Его ключевой особенностью стало новое бульварное кольцо, заменившее древние стены северной стороны Арно. Бульвары с южной стороны шли вдоль холмов, романтически перемежающихся широкой террасой на площади Микеланджело, которая была специально спроектирована так, чтобы с нее открывался самый потрясающий вид на город эпохи Возрождения с его зубчатыми башнями и уникальным горизонтом, увенчанным куполом Брунеллески, вдохновляющим как национальную гордость вновь созданный капитал и международная зависть.
Вторая мировая война и ее последствия
В 1922 году Национальная фашистская партия во главе с Бенито Муссолини получила контроль над Италией. Оттуда Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне держав Оси, а Флоренция пережила немецкую оккупацию в 1944 году на более поздних этапах войны. В конце Второй мировой войны большинство разрушений, причиненных немецкими войсками во время их отступления на север, произошло вдоль берегов рек, когда они пытались помешать американцам пересечь Арно. Все мосты были взорваны на минах, кроме Понте Веккьо, концы которого были завалены руинами окружающих средневековых построек. Герхард Вольф отменил приказ об уничтожении, потому что считал Понте Веккьо «слишком красивым, чтобы его разрушать. В качестве награды за его усилия город Флоренция посмертно предоставил ему почетное гражданство.
Флоренция сегодня
Современная Флоренция распространилась за пределы исторического центра, и в черте города существует множество новых и современных зданий. Но благодаря строгим законам о зонировании большая часть исторического центра остается свободной от зданий, построенных после Второй мировой войны.
Флоренция продолжает оставаться прекрасным образцом живой истории и со временем не утратила своей архитектурной актуальности. Ностальгический флорентийский горизонт с его великолепными закатами, соблазнительными ароматами модных пригородов и шикарными магазинами на улице Виа Торнабуони продолжают делать Флоренцию актуальной для всех возрастов и обязательной для посещения архитектурной достопримечательностью.