Соборная площадь Пармы — «один из прекраснейших романских ансамблей в Италии, производит красочное впечатление благодаря сочетанию серого естественного камня и темно-красного кирпича » . На восточную сторону площади выходит главный фасад собора и выступающая из его правого угла кампанила, на южную — баптистерий. Напротив собора находится епископский дворец.
Собор упоминается ещё под 1046 г. Землетрясение 1117 г. причинило тяжёлые повреждения, устранённые к 1130 г. В 1162 или 1170 г. были возведены крестовые своды. Несколько позднее само здание частично перестроено и украшено Бенедетто Ангелами. Во второй половине 13 в, фасад обогатился облицовкой верхней части веронским мрамором, а также балконом. Колокольня сооружена между 1284 г. и 1291 гг. (высота 63 м).
Объемная композиция собора решена в виде трёх- нефной базилики с очень сильно приподнятым центральным нефом, трансептом и куполом над средокре- стием. Апсиды имеет не только хор (он здесь в очередной раз высокий), но и рукава трансепта.
Передний фасад завершен двускатным щипцом, наделённым аркатурой-галереей. Ниже — дополнительные два ряда галерей, разделённые в боковых частях столбами, а посередине — балконом и крупным арочным окном. Это окно прорезано между остроугольными лизенами, сопряжёнными с увеличенной толщины колонками в щипце. Верхняя аркатура, в свою очередь, ярусом колонок помельче связана с подкарнизным «плетением» из стрельчатых арочек на консолях. Остальные фасады, включая апсиды, содержат сходный мотив арочных галерей.
Центральный портал украшен колоннами, покоящимися на спинах львов ; боковые входы — в скромных перспективных обрамлениях.
Существующее убранство соборного интерьера носит ренессансно-барочный характер. Знаменита роспись купола, выполненная художником Высокого Возрождения Антонио Корреджио («Рай»), От романской эпохи, кроме крестовых сводов и отдельных капителей (к примеру, со сценой между волком и ослом, одетым в рясу), дошёл замечательный рельеф Антелами «Снятие со креста» (1178).
Впоследствии Антелами, возвратившись в Парму, начал возводить и оформлять баптистерий, что заняло у него около двадцати лет. В 1216 г, работы прервались ввиду прекращения поставок веронского мрамора, шедшего на отделку здания. Верхняя часть с её готическими стрельчатыми арками и пинаклями возводилась с 1259 г. до конца тринадцатого столетия.
Пармский баптистерий — самый большой в Италии (высота около 30 м ), восьмигранный снаружи и шестнадцатигранный внутри. Фасадам придано высокое основание, куда вписаны три портала. Выше стены расчленены необычно для итальянской романики: между переломами угловых выступов устроено четыре ряда лоджий с архитравами на колонках.
Подобное, только имеющее скорее вид балконов, когда-то, вероятно, заполненных статуями, есть и в интерьере, будучи устроено над нижними арками — нишами. Шестнадцать колонн, которыми разделяются ниши, продолжают протянутые выше колонки, а те переходят в нервюры, сходящиеся в вершине купола, который снаружи не выявлен. Получается поразительный, взметнувшийся вверх каркас. Он эффектно дополняется росписью ниш и купола и белыми рельефами на фоне этой росписи.
Большая часть наружного и внутреннего убранства баптистерия приписывается тому же Антелами. Тут сцены в тимпанах порталов и арок (библейские и евангельские сюжеты с жанрово-повествовательными чертами), аллегории времён года и двенадцати месяцев, медальоны с кентаврами, русалками и т. д..