Архитектура мануэлино характеризуется большими арками и витыми рамами, обрамляющими карнизы, фасады и своды. В истории Португалии этот стиль олицетворяет богатство, славу и историю того периода. Стиль архитектурного орнамента, присущий Португалии в начале 16 века, известный как Мануэлино, был ярким и щедрым. В конце 15 века Лиссабон стал первым городом, где можно было увидеть уникальную форму искусства. Португальские дворцы, монастырь Жеронимуш, и Торре-де-Белен были построены с использованием архитектурного стиля под влиянием мавританских элементов во время перехода от готики к эпохе Возрождения. Во время правления короля Мануэля I многочисленные памятники, окна и дверные проемы были построены в натуралистическом стиле, что в основном способствовало архитектурным сооружениям, а не декоративным элементам.
Монастырь Баталья
Поскольку двух монастырей 16-го века и их пристроек больше не существует, монастырь Баталья выполнен преимущественно в готическом стиле. Первый архитектор Афонсу Домингос использовал язык в готическом стиле, известный как сияющий в церкви, ризнице и Королевском монастыре, что совпало с классическим архитектурным моментом того периода. Баталья и Португалия, что соответствует правлению короля Мануэля I, впервые приняли так называемый стиль мануэлино в конце 15 века и в течение первых двух десятилетий 16 века. Гениальный изобретатель архитектурного языка на этот раз стал известен как архитектор Матеуш Фернандес.Различные элементы его работ, видимые в окнах, киосках и дверных проемах Королевского монастыря и незавершенных часовен, отражают одухотворенные образы. Архитектура внезапно воспринимается как монументальная скульптура.
Тем не менее, работы Матеуса Фернандеса по-прежнему известны своей строгой геометрической верностью традиционному основному пламенному стилю Батальи. В арках обнаруживаются многочисленные пересечения и плоскости, а грани изогнуты и пересекаются в нескольких местах.В Баталье, впервые в Португалии, пламенная готическая архитектура внезапно появилась с прибытием Уге, который заменил Афонсу Домингеша. Типичной чертой пламенной готики в Баталье является не только изогнутая арка, но и более сложный подход к структурным элементам, таким как нервуры свода и колонны, сгруппированные в виде колонн. В поперечном направлении нервюры изменились с квадратной формы с вздутыми углами в радианте на треугольную форму в огненном. Цилиндрический ствол колонны не изменился, но концы стали гранеными, а не круглыми. Растения, цветы и фрукты, ранее использовавшиеся для украшения капителей и торцевых частей сводов, внезапно приобретают энергичное движение, а не выстраиваются слоями или ломтиками.
Как и в Испании со стилем «платереск», стиль мануэлино считается памятником окончательной готики. Однако мануэлинская архитектура (и платереск) содержат семена современности, поскольку они обнаруживают ограниченность стилистического анализа, когда автоматически предполагается, что конец стиля означает его упадок и исчезновение. Таким образом, именно по этой причине работа над большим дверным проемом Матеуса Фернандеса так отличается от работы над более высокими частями Незаконченных часовен.
Различные формы, связанные с морем и путешествиями через океаны на другие континенты, сочетающие аспекты христианства с раковинами, веревками или фантастическими и странными водными формами. Этот стиль также содержит религиозную или геральдическую символику, как это видно на армиллярных сферах. Хотя есть орнаментальный расцвет, который отличает его от готики, он также в некотором роде избегает классицизма эпохи Возрождения. Этот стиль придает новый вид классическим структурам, не изменяя их. Кроме того, из-за этого португальская живопись имеет тенденцию передавать эмоции. Кроме того, стиль мануэлино (известный в Португалии как мануэлино) проявляется в астрологических видениях на знаменитом окне монастыря Христа в Томаре, бастионе тамплиеров в прошлом, а также на дверях собора Понта-Делгада.
Португальское искусство развивалось в период этого стиля (с 1490 по 1520 гг.), хотя и просуществовало недолго. Несмотря на правление короля, стиль оставался влиятельным. Архитектура, скульптура, живопись, изделия из драгоценных металлов, фаянс и мебель изображали новую морскую мощь, выраженную в архитектуре церквей, монастырей, дворцов и замков. Формы и натуралистически-символические интерпретации оригинальных, научных или традиционных тем являются отличительными чертами Мануэлино. Окно является одним из архитектурных элементов, в которых этот стиль лучше всего прослеживается, как в религиозных, так и в светских зданиях. Кустодия Вифлеема является одним из примеров ювелирного дела, которое включает эти мотивы в здания, позорные столбы, гробницы и даже произведения искусства. Напротив, в то время преобладал Tudesque или немецкий стиль в новой скандинавской архитектуре, в отличие от архитектуры в старом или римском стиле. Как декоративный стиль он распространился по всей Португальской империи, на Азорские острова, Мадейру, анклавы Северной Африки, Бразилию, Гоа в португальской Индии и даже Макао, Китай. Это очевидно на юге Испании, на Канарских островах, в Северной Африке, Перу и Мексике, бывших испанских колониях.