Бангкок, столица Таиланда, расположен на берегу реки Чао Прайя. В начале 17 века, когда Бангкок, тогда известный как Аюттхая, был просто скоплением ветхих хижин в мягкой дельте. Следовательно, когда внешняя торговля начала расти, Бангкок стал важным перевалочным пунктом для судов, сбрасывающих свои грузы. Таким образом, началось быстрое развитие капитала, которое привело к тому, что Бангкок сегодня стал коммерческим центром для штаб-квартир всех крупных банков и финансовых учреждений Таиланда. (Азиатская архитектура, б.д.)
Река и сеть взаимосвязанных каналов служили основной транспортной сетью города. Однако со временем, быстрым развитием и западным влиянием плавучие дома, поставленные на якорь на берегу реки, превратились в дома на сваях, а набережная превратилась в тротуары и автомобильные сети. Постепенно 20-й век стал свидетелем строительства таких типологий, как храмы, школы, библиотеки, больницы и т. Д., В то время как 21-й век принес роскошные квартиры, офисы, торговые центры и значительные проекты восстановления традиционных построек. (Дюран, 2021)
Экономические факторы, связанные с процветанием внешней торговли от периодов Аюттхая до Раттанакосин, привели к значительным изменениям в развитии города. Кроме того, традиции изменились во время правления короля Пхумипона Адульядета, Рамы IX, из-за капиталистической экономической системы, которая расширила свое влияние на городское планирование, туризм и возрождение экономики.
Хотя политика городского планирования Бангкока восходит к «Плану Личфилда» 1960 года, районы не всегда представляют собой функциональные подразделения землепользования, которым они должны были быть. К сожалению, план не был реализован в полной мере до 1992 года, в результате чего город органически рос на протяжении всего своего быстрого расширения — горизонтального и вертикального — из своего первоначального центра вдоль реки в расползающийся мегаполис, но при этом в нем сохранилось большое количество сельскохозяйственных угодий и лесов. районы в черте города.
Архитектура Бангкока в целом делится на три категории: традиционные деревянные или бамбуковые дома; церемониальная архитектура богато украшенных храмов и дворцов, на которую оказали влияние Индия, Цейлон, Бирма, Камбоджа, Лаос, Китай и Запад; и, наконец, иммигрантская, иностранная и современная архитектура как в чистом, так и в гибридном виде.
Домашнее жилище
Жилье в Таиланде имеет совершенно особый тип архитектуры с домами на сваях, поскольку они построены вдоль берегов рек и каналов, которые подвержены наводнениям во время сезона дождей. Площадь под домом обычно используется для хранения, содержания сельскохозяйственных животных, таких как куры, для отдыха летом в течение дня, а верхний уровень используется для сна. ( Строительство за рубежом. nd)
Традиционный дом является идеальной адаптацией своего климата и географии. Открытая крыша с высоким скатом обеспечивает циркуляцию воздуха в суровое лето, открытые окна и стены с большой центральной террасой, а также пространство под сваями обеспечивают облегчение во время пикового лета и влажности. Кроме того, широкие свесы защищают дом от солнца и дождя, а крутая крыша позволяет дождевой воде легко стекать через проницаемую террасу и пол. ( Строительство за рубежом. nd)
Строительство жилища предполагает суеверие как важный аспект дизайна. Они включают в себя табу, начиная от того, какие растения можно размещать на террасе, и заканчивая направлением спальных зон. По большому счету, есть три древних принципа, по которым строятся дома: подготовка материалов, строительство и жилище. Подготовка материала относится к деревьям, используемым при строительстве, почве, на которой оно построено, а также к условиям и подготовке площадки.
Строительство влечет за собой ритуалы, которые должны быть выполнены до того, как первая колонна будет помещена в землю, в тщательно выбранное благоприятное время и дату. Жилище относится к поведению жильцов после завершения строительства дома. Существуют определенные убеждения и практики, которым нужно следовать, например, невозможность перестроить дом после его постройки. Хотя эти правила не соблюдаются так строго и широко, как раньше, эти идеалы освящения домашних жилищ изменяются, чтобы соответствовать современному образу жизни и верованиям.
Обильное использование дерева и бамбука отражает доступность этих материалов благодаря гармоничному пониманию сельскохозяйственного общества, лесов и искусственной среды. К сожалению, неконтролируемое и незапланированное развитие Бангкока привело к исчезновению лесов, городу с пробками и ухудшению состояния окружающей среды. Негативные последствия быстрого экономического развития проявились в бетонных магазинах, монотонных многоквартирных домах и каналах, заполненных дорожной сетью.
Религиозные и королевские сооружения
Архитектура Бангкока является отражением его географических и культурных пересечений, что проявляется в его религиозных и королевских структурах благодаря концепции многослойности, которая имеет возможность нарастания форм и влияний с течением времени. Наслоение — это форма, которая выражает мировоззрение, постулируемое сиамским трактатом 13 века по космологии под названием Traiphum или Три мира.
Это объясняет индуистско-буддийскую иерархию живых существ. Трайфум изображает вселенную в виде мандалы концентрических кругов, изображающих горы и моря, окутывающих священный внутренний круг, который считается обителью бога. Эти символы отражены в формах и деталях царской и храмовой архитектуры, таких как стены, колонны, ступы и шпили крыш.
400-летний период с 1351 по 1767 год считается золотым веком тайской архитектуры. Аюттхая стала богатой и могущественной благодаря своей военной мощи, экспорту риса и своей роли в торговле Европы с Японией и Китаем. Аюттхая сместил кхмерских правителей в Сиаме в 1352 году, покорил Ангкор и аннексировал Сукхотай, и таким образом стал империей, которая привела к имперскому величию со сверкающими храмами и дворцами. Архитектура считалась одним из высших достижений изящества и выражения силы и культуры Сиама.
С 13 по 15 века китайская культура оказала сильное влияние на архитектуру Бангкока. Они импортировали китайские мотивы, керамику, обожженную керамическую черепицу в своих формах и использовали китайские техники орнамента, такие как роспись лаком и инкрустация жемчугом. С 16 века торговля и связи с Европой привнесли в Бангкок западные концепции и формы, что привело к включению рисунков листьев аканта в мотивы лай тай . Иностранное влияние достигло пика во время правления короля Нараи в 17 веке, что положило начало космополитизму, который имел место для дальнейшего развития сиамской культуры и архитектуры в последующие века. (просо, б/д)
Храмовые залы были построены с толстыми золотыми стенами, массивными колоннами и узкими прорезями для окон. Мемориальные башни – чеди и пранг – становились все выше и тоньше и больше не были центральным элементом, как во времена кхмерской династии. Край колонн храма был оформлен в виде бутонов лотоса, которые символизировали чистоту мыслей Будды с восемью камнями, разложенными вокруг зала, чтобы отпугивать злых духов. Вершины крыш украшали изогнутые заостренные выступы, известные как чофа.
Руины храма, видимые сегодня в Бангкоке, обычно включают в себя бот — зал посвящения, вихарн — зал для проповедей и куполообразную чеди, где хранились и поклонялись святым реликвиям. Обычно это храмовый комплекс с павильоном и жилыми помещениями для проживания монахов. Примером типичного храма с кхмерским влиянием является Ват Арун в Бангкоке.
Королевские дворцы также включают многие из тех же символических мотивов и элементов. Ярким примером является Большой дворец, который был построен сменяющими друг друга членами королевской семьи в течение 200 лет. Хотя в нем есть традиционные элементы, в нем также есть западные стили и влияния, отражающие влияние каждого последующего правителя. Он был спланирован таким образом, что участок делился на ряд дворов, стен, ворот и фортов.
Пхра Тхинанг Чакри Маха Прасат, построенный в 19 веке, иллюстрирует влияние европейских стилей и предпочтения короля Рамы V и иностранных архитекторов, которых он нанял.
Современная архитектура
Хотя Бангкок известен своими величественными храмами и дворцами, он также является домом для многочисленных зданий различных стилей, от неоклассицизма до модернизма и постмодернизма. Архитектура модернизма начала появляться после Второй мировой войны, когда тайские архитекторы начали возвращаться домой после обучения в Штатах. ( Тайм-аут Бангкок. 2020)
Быстрое экономическое развитие в то время предоставило этим архитекторам возможность создавать культовые здания, такие как здание Слона, здание робота, государственная башня и т. д. Хотя это могло быть сомнительным выбором дизайна, оно породило движение в Бангкоке, которое возглавило в какие-то грандиозные небоскребы в городе. Некоторые примеры такой постмодернистской архитектуры включают Центральное посольство, Розвуд Бангкок и King Power Mahanakhon.
Архитектура Бангкока создана сочетанием старого и нового, демонстрируя влияние современных тенденций, технологий и традиционной архитектуры. Бангкоку удается использовать прошлое для проектирования будущего и использовать свое наследие для создания новых форм, которые уважают и улучшают архитектуру.
Осмотр современных зданий рядом с объектами наследия и памятниками создает интересный контраст, который составляет городской пейзаж и жизнь Бангкока.