Луксор — современное название поселения, которое возникло в первые века нашей эры на развалинах столицы Нового царства Древнего Египта. Именно здесь, в знаменитом городе Фивы, был воздвигнут величественный храм, посвященный богу Амону-Ра.
Сами древние египтяне называли это сооружение «Южным гаремом Амона». В его архитектуре проявились новые тенденции, сложившиеся к началу царствования фараонов XVI11 династии (1550-1291 гг. до н. э.). Храмовая постройка нового типа в плане должна была представлять вытянутый прямоугольник.
Строители старались расположить ее так, чтобы фасад храма и вход в него были обращены к священной реке — Нилу. От берега до входа в храм обычно прокладывали дорогу, обе стороны которой украшали ряды сфинксов. Именно по такому плану и был возведен знаменитый Луксорский храм.
Его строительство началось в XV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе II, который правил с 1424 по 1397 гг. до н. э., и продолжалось более двух веков. Место для строительства было выбрано не случайно.
Именно здесь находилось древнее святилище, воздвигнутое еще при первых фараонах XVIII династии. Главные строительные работы были закончены только при фараоне уже следующей, XIX династии — Рамсесе II (1279-1212 гг. до н.э.).
По сути дела, строительство и украшение храма в Луксоре на этом не завершились. Это святилище играло столь существенную роль в жизни Египта, что многие последующие правители страны, включая и знаменитого юного фараона Тутанхамона, считали своим долгом внести свою лепту в украшение храма.
Например, именно при фараонах Тутанхамоне и Хорембхебе наиболее древняя часть храмового комплекса Луксора была украшена росписями, повествующими о празднике Опет, во время которого процессия священных лодок двигалась из Карнака в Луксор в и обратно. Лодки богов Амона-Ра, Мут и Хонсу тащили тридцать жрецов.
Вo времена Рамсеса II вход в Луксорский храм был украшен мощным пилоном. На фотографии хорошо видны его очертания, они напоминают усеченную пирамиду. Вход украсили две колоссальные статуи сидящего фараона высотой 15,5 м. Высота их постаментов около метра. Обе статуи высечены из розового гранита.
Эти величественные изображения с небольшими повреждениями сохранились до наших дней, К наружной стороне пилона крепились высокие мачты с флагами Справа и слева от фигур сидящих фараонов у входа в храм располагались еще по две статуи, изображавшие владык Египта. Из четырех скульптур сохранилась лишь правая. Вероятно, это изображение Мерит-Амон, дочери Рамсеса II.
Фронтон пилона был украшен барельефами, изображавшими зпизоды похода Рамсеса II против хеттов. Рядом со скульптурами Рам teca II высились два обелиска, каждый из которых был вырублен из дельного куска гранита.
В наши дни у входа в храм сохранился только левый. Его высота — 25м. Правый обелиск в 1933 г. был увезен во Францию. Теперь он стоит в центре площади Согласия в Париже. Работы по его транспортировке и установке заняли почти три года. Торжественное открытие обелиска состоялось только 25 октября 1936 г.
Минуя величественный пилон Рамсеса II, посетители храма выходят на просторный двор, который украшен двойным рядом колонн с капителями в виде соцветий папируса и несколькими статуями, среди которых своими размерами выделятся две. изображающие Рамсеса II.
Позади них — колоннада вестибюля, построенная при Аменхотепе III (1387-1350 гг. до н. э.). На территории храма находится еще более древнее небольшое святилище. Оно было построено, когда правителем Египта после царицы Хатшепсут стал ее пасынок фараон Тутмос III (1479-1425 гг. до н. а.). Оно со стоит из трех молельных комнат, посвященных так называемой «фиванской триаде» — божествам Амону-Ра, Мут и Хонсу.
Они двигались по длинной мощеной аллее, которая соединяла по суше оба храма. Праздник Опет длился 15 дней. В течение нескольких из них священные лодки находились в храме Луксора. Затем торжественная процессия с ними двигалась обратно. Аллея была украшена многочисленными фигурами сфинксов с бараньими головами.
Именно так, с головой барана, в египетской мифологии изображали бога Амона-Ра. Наиболее хорошо небольшая часть этой дороги сохранилась у входа в карнакский храм. Отдельные части этих сфинксов можно увидеть и среди скромных жилищ современных обитателей Луксора и Карнака.
Закат Фив начался в VII8. до н. э. после набегов Ашурбакапала. Окончательному упадку города поспособствовали и правители династии Птолемеев, которые перенесли столицу страны в Александрию. В наши дни над линией стены храма в Луксоре поднимается минарет и купол мечети Абу эль -Хаггага. Однако и развалины храмов в Луксоре и Карнаке остаются одними из самых значительных свидетельств величия египетской архитектуры Нового царства.
Фасады храмов оснастили современной подсветкой, которая превращает по ночам рельефную поверхность их пилонов в фантастическую декорацию. На этом фоне на открытом воздухе часто проходят современные театральные спектакли. Одним из таких событий стала постановка оперы Верди «Аида».
Для планировки храма в Луксоре характерен высокий уровень симметрии. Исключением является лишь двор Рамсеса II, который немного отклонен от оси более древних построек. За ним находится так называемая колоннада Аменхотепа III. Она состоит из 14 высоких колонн, стоящих в два ряда.
Колоннада ведет на просторный двор, украшенный двойным рядом колонн. Минуя еще четыре ряда колонн, посетители попадают в обширный гипостильный зал. В его глубине находится святилище Аменхотепа III. Примерно по такому же плану был построен и храм в Карнаке. И он возводился в течение нескольких веков стараниями целого ряда правителей Египта, каждый из которых вносил свой вклад в сооружение храмового комплекса.
Пройдя пилоном, воздвигнутым уже во времена эпохи Птолемеев, посетители храма в Карнаке попадают на широкий двор, а затем в огромный гипостильный зал, украшенный более сотней колонн. Далее следуют залы, возведенные при фараоне Тутмосе I (1504-1492 гг, до н, з,). В них буквально встроены более поздние постройки времен царицы Хат- шепсут и ее преемника Тутмоса III.
Постройки в Луксоре стали новым типом храмовой архитектуры; они оказали значительное влияние на дальнейшее строительство, развернувшееся в Новом царстве. В частности, именно в храмах Луксора и Карнака появилась величественная центральная колоннада, Она стала своеобразным прототипом для построек более позднего времени.
Само количество гигантских колонн тоже имело большое значение. В Луксоре их было более 150. Своей стилизованной формой они имитировали распускающиеся соцветия лотоса — растения, которое имело огромное значение для культуры Древнего Египта. Параллельные ряды близко расположенных высоких колонн в Луксоре служили доминантой величественного ритма всей храмовой постройки.