Идея «соседства» как способа социальной организации не оправдала надежд С конца десятилетия новые жилые массивы уже не претендовали на структурированность, связанную с социальной символикой; их пространственная структура вернулась к геометрическим моделям раннего функционализма, подчиненным расчетам инсоляции и аэрации. Группы строчной застройки стали преобладающими.
На почве шведского неорегионализма сформировалась, однако, творческая концепция одного из самых ярких архитекторов века — шотландца Ральфа Эрскина (род. 1914) Воспитанный на религиозно-этических принципах квакеров и идеях фабианского умеренного социализма он увидел в Швеции страну, где осуществляются близкие его идеалам реформистские преобразования, и отправился туда в 1939 г.
Основной предпосылкой его творчества было убеждение: «Здание должно быть подчинено климату и людям, которые его населяют и используют»в1 Сходные принципы, заявленные в манифестах «современного движения», казались ему растворившимися в формализме и эстетизме, слишком интеллектуальными и претенциозными Он стремился проектировать в диалоге с будущим пользователем, делая его соучастником проектных решений Образцы естественного формообразования он видел в самодеятельном строительстве, которое Б. Рудофски назвал позднее «архитектурой без архитекторов»
Поиски естественной связи с природными условиями, начатые с освоения приемов шведского неорегионализма, Эрскин стал развивать на задачах, связанных с экстремальными условиями Арктики и субарктических зон Швеции, первым поставив проблему полярного жилища как особую и качественно новую для архитектуры (интерес к ней побуждался переездом из более мягкого климата Англии). «Обычно, когда население перемещалось в новую страну, оно пыталось воссоздать там привычную для себя обстановку. В Арктике это не может иметь успеха… Северные города должны быть свободны от колониального подхода, основывая собственную культуру и собственный образ жизни… Они будут плотными образованиями формируя человеческую среду в пустыне… Человеческое в них должно быть интенсифицировано и защищено…
Они должны планироваться так, чтобы обеспечить простоту человеческих контактов, так же как свободу и приватность». Главной особенностью среды таких городов он считал контрастность условий сезонов — круглосуточного солнца летом и тьмы зимой, от которых нужны соответствующие средства защиты. Сезонам соответствуют изменения в психике людей и социальной жизни Обширности окружающих пространств ДИКОЙ природы ДОЛЖНЫ противо- Архитекторы Карл-Аксель Акинг стоять плотность и защищенность городской среды. Контрасты восприятия и Олле Энгквист.
Первым опытом проектирования специфического зимнего объекта стал для Эрскина лыжный отель Боргафьелл в Южной Лапландии (1948-1950). Он создан как скульптура из земли, распластанные очертания которой вписаны в холмистый ландшафт и стали как бы его частью Пространство высокого холла открывается на пологую кровлю, служащую зимой горкой для катания детей. Блок спален с комнатами в трех уровнях прорезан коридором, изгибающимся и меняющим ширину, как горная речка. Ветрозащитные стенки направляют снежные заносы так, чтобы они дополняли пластику постройки Материалами послужили рваный местный камень, грубо отесанное дерево и кирпич.
Торговый центр приполярного портового города Лулео (1954-1956) включает два связанных крытым переходом объема: обслуживающий корпус, с гаражами, складами и выставочным залом, и собственно торговый центр, с магазинами, ресторанами, кинотеатром, гостиницей и многоярусным холлом — как бы теплой замкнутой городской площадью, служащей местом общения. Кинозал, образованный подобием бетонного кокона, расположен на подземном уровне Городские улицы введены в комплекс через теплые воздушные завесы и продолжены теплыми пространствами внутренних улиц Чтобы психологически облегчить вход внутрь без обязательств что-то купить, крупной пластикой и характером материалов — «грубым бетоном», деревом, сохраняющим естественную текстуру — подчеркнут общественный характер пространств, их связь с внешним миром. Организация плана нарочито усложнена: перед посетителем раскрываются все новые пространственные впечатления. Разнообразная плас- Архитектор Ральф Эрскин. тика разграничений между частями пространства помогает ориентироваться