В полемике функционалисты искали новые средства выразительности, основанные на осмыслении тектоники и пластики конструкций и функционально-пространственных структур. Монументальность бывшего здания ЦК ПОРП в Варшаве (1947-1951, архитекторы Е Вержбицкий, В. Клышев- ский. Е. Мокшинский), корпуса которого, образующие замкнутое каре производят впечатление гигантского монолита, подчеркнута выявленной на фасадах пластикой каркаса железобетонной стены Монотонность протяженных ритмов мелких вертикальных элементов, повторение их равных ярусов дополняют метафору непреклонной, не знающей сомнений силы.
Расчленение здания по функциональному признаку на контрастные массы, разнообразие приемов организации плоскостей и их ритмов выделенная пластичная ротонда холла, несущая некие намеки на неоклассические мотивы, определили своеобразную живописность здания министерства коммуникаций в Варшаве (1948-1951. архит. Б. Пневский), одного из наиболее выразительных произведений польского послевоенного функционализма, остававшегося в 1945-1955 гг преобладающим направлением в архитектуре страны
Особое положение архитектуры Чехословакии в первое послевоенное десятилетие определялось тем, что она прочно сохраняла сложившуюся перед войной функционалистическую традицию — в то время эта традиция получила здесь более последовательное развитие, чем в любой другой стране. Она была подкреплена солидной базой теоретических исследований и перешла от разрозненных экспериментов к распространению в массовом строительстве. Концепция чехословацкого функционализма связана с социалистическими идеями и «первой утопией» советской архитектуры Сразу после 1945 г. в Чехословакии возобновилась начатая еще в конце двадцатых работа над типами коллективного жилища, продолжилось исследование проблем стандартизации и индустриализации жилых построек массовых типов С конца сороковых вновь началась застройка Злина (Готвальдова) по генплану 1932-1935 гг. архит. Ф. Гогуры.
Облик первых послевоенных жилых массивов объединяла здесь архитектурноконструктивная система с выведенным наружу железобетонным каркасом, имеющим единый шаг, и кирпичным заполнением (1947-1949, архит. М. Дрофа) Та же система с круглыми колоннами каркаса использована для 11-этажного квартирного блока «коллективного дома», завершенного крытыми террасами, окружающими прогулочную плоскую кровлю. В одноэтажной асимметрично сформированной пристройке собраны общественные помещения и службы дома.
Шедевром чехословацкой архитектуры этого периода стал «Коллективный дом» в Литвинове (1953, вторая очередь — 1958, архитекторы В. Гильский, Е. Лин- гарт) на 1400 жителей, обособленно поставленный среди открытого живописного ландшафта. Два тринадцатиэтажных жилых корпуса, каждый из которых образован из двух блоков, сопряженных под тупым углом, связаны 7-этажной вставкой с развитым комплексом общественного обслуживания Создан широкий набор разнообразных квартир. Форма здания рационально организована
Устойчиво развивавшийся функционализм в Чехословакии первой половины пятидесятых сосуществовал с историзмом, воплощавшим идейную солидарность социалистического блока. Он оставил след в пространственной структуре некоторых городов и поселков и в архитектуре общественных зданий — таких, как гостиницах «Интернационал» в Праге (1952-1956, архит. Ф. Йержабек и др.), где воспроизведены стереотипы московской архитектуры конца сороковых годов или «Девин» в Братиславе (1951-1953, архит. Е. Беллуш), упрощенной вариации шинкелевского классицизма Идеологизированный историзм в Чехословакии особенно неуклюж и провинциален.
Архитектура Венгрии в конце сороковых годов также начала с продолжения традиции предвоенного функционализма, внимательно исследовавшего эстетический потенциал целесообразного Четкое построение объема и выразительный ритм фасадов отличали лучшие жилые постройки этого времени — галерейные жилые дома в будапештском районе Чепель (конец 1940-х, архит. Л. Га- дорош), односекционные 9-этажные дома на Дунайской наб в Будапеште (1948 архитекторы П. Немет, Л. Гадорош). Дом профсоюза строителей в Будапеште (1947-1948, архитекторы Л. Гадорош, И. Переньи, Г. Прейзич) с его динамичным сопоставлением шестиэтажной пластины и распластанного блока зала отмечен маньеристским подходом к использованию языка форм рационалистической архитектуры (эффектно вынесенные перед фасадной стеной высокие круглые железобетонные колонны каркаса, заглубленный верхний этаж, бетонное обрамление, превращающее пять верхних этажей в подобие огромной лоджии горизонтальный эркер, асимметричное положение которого вносит динамику в равномерный ритм членений фасада). С начала пятидесятых, однако, и в Венгрии началось внедрение ориентации на классическое наследие в масштабе государственно-партийной идеологии. Функционалистические эксперименты были прекращены; вытеснивший их неоклассицизм невыразителен и не несет рациональных решений.
Стремление соединить становление плановой экономики и создание крупных государственных строительных и проектных организаций с внедрением запрограммированного идеологически «социалистического стиля» во всех восточноч- ноевропейских странах не принесло успеха. В лучшем случае возникали хорошо упорядоченные комплексы застройки (как аллея Карла Маркса в Берлине). Однако намерение создать политическими и административными методами художественно осмысленную среду, несущую отражение социалистических идеалов, оказалось невыполнимым. Повторение неудач, следовавших практически одной и той же схеме, показало бесплодность попыток управления процессами развития художественной культуры средствами внешнего давления и навязывания внехудожественных программ.