Начат в 1122 г. Известно, что в 1158 г. в нём уже совершались богослужения. Однако завершён был только в 1233 г. Райнальдо де Самбучето. Кирпичная кампанила ещё более поздняя (ок. 1330).
Трёхнефная базилика в форме латинского креста с трёхнефным же трансептом, куполом и тремя апсидами; по одной апсиде придано и рукавам трансепта.
Выполненный из камня фасад11 со щипцом, куда на большой высоте введена арочная галерея, не связан с базиликальной структурой здания. Этим, как и угловыми лопатками типа контрфорсов, и вертикалями колонн, напоминает ломбардскую церковь Сан Микеле в Павии. Однако он не так строг за счет ещё одной галереи в боковых членениях, окна-розы, порталов на колоннах, увенчанных балконами. Балконы уходят в глубину нишами, а их колонны стоят на изваяниях львов или ягнят. Этим традиционные для Эмилии-Романьи опоры в виде животных подняты на второй уровень, в то время как внизу использованы атланты. Исключение составляет центральный портал, — львы с как бы поставленными на их спины постаментами колонн.
Все портальные арки — с резными, составленными из мелких изображений архивольтами. На архитраве центральных дверей, поддерживаемом оригинальными консолями — человечками, словно сидящими на корточках и опершимися руками о стену, помещена сцена Страшного Суда. Вообще, по сравнению с большинством североитальянских памятников, в фасадных рельефах, капителях собора Пьяченцы зооморфных мотивов меньше, хотя они в обычной для искусства того времени аллегорической роли присутствуют и тут’. Примером является еще одна консоль, где животное с человеческим лицом (вероятно, Добродетель) обвивает змей-искуситель {рис. 49).
Над интерьером, подразделенным рядами толстых столбов, между которыми арки и трифорий, выведены шестичастные крестовые своды по связанной системе. Перекрытие трансепта ниже, чем у центрального нефа, а средокрестие с его куполом сдвинуто к востоку и заходит на высокий хор. Все это создает, по выражению итальянских авторов, «игру пространства» . На столбах встречаются рельефы, где особый интерес представляют сцены труда (например, точильщик; рис. 52).