Посетивший Потсдам в 1664 году князь Иоганн Мориц Нассау-Зи- ген сказал курфюрсту Фридриху Вильгельму: "Каждый уголок здесь должен стать раем". Фридрих Вильгельм купил поместье Потсдам и несколько прилегающих к нему деревушек четырьмя годами ранее, и сделал этот город вторым по значимости после Берлина. Потсдам, по остроумному замечанию современника, представлял собой квинтэссенцию прусского духа, запечатленного в изображениях и символах.
"Прусский принцип" заключался в утилитарности, оформленной со сдержанной пышностью. Этой идее подчинены все постройки, начиная от охотничьего домика Фридриха Вильгельма I близ Ба- бельсберга до памятников в духе рококо — любимого стиля Фридриха II Великого, предпочитавшего четко структурированную поверхность стены с аппликированным на нее декором, складывающимся из отдельных повторяющихся орнаментальных элементов. Суть прусского барокко хорошо выражает поговорка того времени: "Пруссаком быть почетно, но отнюдь не весело".
Первым архитектурным мероприятием в правление Фридриха Вильгельма стало строительство потсдамского дворца — Штадт- шлосс. Он должен был прийти на смену средневековому замку и его строениям, защищавшим переправу через реку Хавель. За восемь лет до смерти курфюрста работы были завершены — в них принимали участие Иоганн Грегор Мемхард, Михаэль Матиас Шмидс и Неринг. В 1690-е годы сын Фридриха Вильгельма курфюрст Фридрих III, который в 1701 году получил право на ношение титула короля Фридриха I, перестроил детище своего отца.
С восшествием на престол короля Фридриха II, увлекавшегося музыкой и философией, потсдамский дворец претерпел существенные изменения (в 1744 и 1752 годах). Фридрих поручил эту работу Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу, которого знал еще будучи кронпринцем в Райнсберге. Его отец Фридрих Вильгельм I купил замок Райнсберг в идиллическом местечке рядом с озером Гринерик, и сын жил там до того, как занять трон. В 1737 году кронпринц воспользовался услугами Кнобельсдорфа для того, чтобы расширить дворец, а оказавшись у власти, сразу же послал своего архитектора в Дрезден и Париж. По возвращении он назначил его суперинтендантом королевских дворцов и садов и приказал незамедлительно начать работу по расширению маленького особняка Монбижу в Берлине. Одним из главных замыслов короля была перестройка потсдамского дворца. Под руководством Кнобельсдор- фа в ней участвовали скульптор Иоганн Михаэль Хоппенхаупт и специалист по украшению интерьеров, скульптор-декоративист Иоганн Август Наль из Страсбурга. Они спроектировали и оформили внутренние помещения, которые позже были причислены к шедеврам немецкого рококо. Дворец был разрушен во время второй мировой войны, его руины были окончательно разобраны в 1959 году.
Первый большой заказ Кнобельсдорф получил от Фридриха II сразу по его короновании в 1740 году. Архитектор должен был построить в Берлине на Унтер ден Линден оперный театр, руководствуясь указаниями короля. Предполагалось, что здание станет храмом, посвященным монарху — художественным воплощением государственной идеи. Архитектурная или даже скорее иконографическая система сооружения служит последовательному претворению в жизнь этой программы. Фридрих хотел соединить придворные празднества и оперные спектакли, как это делалось в Цвингере в Дрездене несколькими годами ранее. Зал Аполлона служил и приемной, и столовой. К ней примыкали зрительный зал и сцена. Оркестровая яма могла подниматься на один уровень со сценой, и тогда пространство превращалось в бальный зал. Снаружи оперный театр был оформлен весьма скупым декором по французской моде. Две лестницы ведут к монументальному портику, через который путь лежит в зал Аполлона. Сооружение выдержано в строгих формах, нехарактерных для искусства Германии начала XVIII века. В числе его предшественников — памятники английской архитектуры, и прежде всего палладианские постройки Иниго Джонса, лорда Берлингтона и Уильяма Кента. Эти мастера и их творения были, несомненно, хорошо известны королю и его главному зодчему; так английское палладианство закрепилось на немецкой земле.
Дворец Шарлоттенбург в Берлине был официальной резиденцией короля. По его повелению Кнобельсдорф взялся за расширение нового крыла постройки в 1740 году. Повелитель посылал своему архитектору письма с полей сражений Силезской войны, требуя завершить работы как можно скорее. К основному объему здания было добавлено новое восточное крыло, призванное составить контраст оранжерее западного крыла. Изящная лестница увидев которую, король, как говорят, рассыпался в похвалах ведет из вестибюля в столовую. Рядом расположена Золотая галерея; ее рокайльный декор — завитки, цветы, танцующие путти — имеет вид великолепного, но сдержанного по характеру убранства. Золотая галерея — один из лучших парадных залов в стиле рококо в Европе.
Известно, что Фридрих давал своему архитектору не просто общие наброски будущего сооружения, а детально проработанные планы. Вмешательство монарха вело к спорам с Кнобельсдорфом, которой должен был идти навстречу настойчивым требованиям короля. Во время работы над проектом дворца Сан-Суси между ними случались яростные стычки, превращавшиеся в исполненные горечи ссоры. В 1744 году король издал указ о превращении южного склона холма близ Потсдама в террасную площадку, с тем чтобы устроить там виноградник. Год спустя он решил построить летний дворец. Его желание состояло в том, чтобы выходить на террасу из дверей, завершающихся высокими французскими окнами, и не взбираться по ступеням.
Однако Кнобельсдорф грезил о создании сооружения, которое поднималось бы на низком цокольном основании непосредственно у края террасы. В этом случае на него открывался бы прекрасный вид из парка. Король отверг проект своего архитектора, и эта ошибка является сегодня очевидным фактом. Все случилось именно так, как и опасался Кнобельсдорф: верхняя терраса загораживает дворец. Прошел год, и Кнобельсдорф был отстранен и изгнан. Он умер в 1753 году. Его проекты воплощал в жизнь Иоганн Боуман из Амстердама. Он жил в Потсдаме с 1732 года и построил там голландский квартал.
Как бы то ни было, рококо эпохи Фридриха II с наибольшей полнотой воплотилось в этом дворце — детище Кнобельсдорфа. Под его руководством летний домик, расположенный в природном окружении, приобрел принципиально новый характер, хотя, как мы уже знаем, идеи архитектора подвергались постоянному изменению из-за настойчивых требований короля. Здесь отсутствует роскошное убранство и бесконечные анфилады — дворец носит камерный характер. Это убежище частного человека с определенными пропорциональными соответствиями и изысканной мебелью. Поражают вакхические фигуры, выполненные по рисункам Кнобельс- дорфа; они как будто весело пошатываются, одурманенные вином. Подобно присутствующим здесь же фигурам сатиров и нимф, они поддерживают крышу и обрамляют оконные проемы.
На протяжении сорока лет Фридрих ежегодно проводил летние месяцы в Сан-Суси. В своем завещании он велел похоронить себя рядом со своими одиннадцатью гончими псами "без всякой торжественности на вершине террасы, справа, если подниматься к дворцу". Король скончался в 1786 году, но в ближайшие два столетия его последней воле не суждено было осуществиться.
В 1744 году здесь был устроен виноградник, расположившийся на шести уступах искусственной террасы, разделенной посередине лестницей. Фридрих II выбрал это место для своей летней резиденции. Дворец Сан-Суси, как и обширные сады вокруг него, был построен по проекту архитектора Кно- бельсдорфа.
Едва прошло два года со дня закладки первого камня, как под руководством Кнобельсдорфа начались заботы над внутренним убранством дворца. Почти столетие спустя Людвиг Персиус и Фердинанд фон Арним достроили боковые крылья.
Сан-Суси невозможно перепутать ни с одним другим дворцом. Характерная запоминающаяся деталь — центральная часть здания, включающая в себя парадные помещения, в частности, Мраморный зал, отделанный цветными мраморами. К нему примыкают королевские покои, музыкальный салон и спальня-кабинет. Круглая в плане библиотека, стены которой отделанны кедровыми панелями и бронзовыми украшениями, похожа на драгоценную шкатулку.