Бат, известный еще со времен римской империи своими горячими минеральными источниками, оказался в центре градостроительных мероприятий XVIII столетия. Между 1725 и 1782 годами отец и сын Джон Буд Старший (1704-1754) и Джон Вуд Младший (1728-1781/82) создавали на берегах реки Эйвон ансамбли в палла- дианском духе. Основа проекта — три монументальных комплекса: Площадь Королевы, Куин Сквер (Джон Вуд Старший, 1729), Серкус (Джон Вуд Старший, 1754) и Роял Кресент (Джон Вуд Младший, 1767-1775). Вуды развивали идею оформления площади единообразными жилыми строениями, эта концепция уже доказала свою жизнеспособность в решении площадей Парижа. Однако архитектура Бата в XVIII веке гораздо ближе к памятникам римской античности и барокко, нежели к сооружениям французской столицы. К римскому искусству апеллирует не только сам градостроительный проект в целом, но и структура фасадов зданий. Так, в Серкусе последовательность ордеров — дорический, ионический и коринфский — напоминает о Колизее, а гигантский ордер, украшающий Кресент, связан уже с Римом Микеланджело.
Самым значительным мастером конца XVIII века считается Роберт Адам (1728-1792). Он родился в семье шотландского архитектора и провел в Риме довольно много времени: с 1754 по 1758 год. Там он познакомился с прославленными теоретиками архитектуры и мастером гравюры Джованни Баттистой Пиранези, а также французским рисовальщиком Клериссо. Он также предпринял поездку в Далмацию, чтобы хорошо изучить развалины дворца императора Диоклетиана в Сплите и уточнить его размеры. Результаты его исследования были опубликованы в 1764 году под названием «Руины Спалато». По возвращении в Англию Адам посвятил себя главным образом оформлению интерьеров. Убранство Сайон-хауса в Миддлсексе (1763-1764) дает понять, насколько изобретателен был мастер в интерпретации классических мотивов, использованных им для оформления помещений дома. В период с 1768 по 1772 год Роберт Адам и его брат Джеймс проектируют комплекс роскошных городских резиденций — квартал Адельфи на берегу Темзы. Этот эксперимент не был удачен и поставил семью на грань банкротства.
Хотя Адам был способен создавать великолепные образцы декоративного оформления помещений, основанного на творчески истолкованных элементах античной архитектуры, некоторые его работы несут на себе следы увлечения «готическим» вкусом, столь любимым в XVIII столетии. Здесь необходимо упомянуть замок Кал- зин в Стратклайде (1777-1796), построенный в средневековом духе. В его архитектуре используется ряд мотивов, получивших признание и распространение уже в эпоху романтизма. Начало этому процессу положило строительство дома Горация Уолпола в Строберри Хилл. В 1749 году лондонский антиквар купил участок земли, на котором Уильям Робинсон должен был возвести для него поместье в неоготическом стиле. Наибольший интерес представляла галерея, перекрытая веерным сводом (Томас Питт), дошедшая до наших дней в измененном состоянии. Образцом для нее послужила капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Дом Уолпола считался современниками забавной безделушкой, отчасти из-за весьма вольного обращения с элементами готической архитектуры, однако он был первым памятником такого рода и стал важным этапом на пути к более достоверному воспроизведению средневековых форм в XIX веке. Этот дом служит хорошим примером тому, как архитектор-любитель оказал существенное влияние на развитие зодчества в Англии.