Считается вершиной романского стиля на Сицилии. Заложен в 1165 г. юным королём Вильгельмом. Работы по сооружению шли необыкновенно быстро, заняв не более двух десятилетий. Зато очень много времени ушло на внутреннюю отделку: освящен храм был лишь в 1267 г. Существующий входной портик на месте первоначального относится к 1770-м гг.
Собор поставлен на высокой отметке и доминирует над городом, представляя собой трёхнефную базилику с трансептом и тремя апсидами. Кровля над средокрестием приподнята со всех четырёх сторон, но на разных уровнях. По словам О. Шуази, «эта ступенчатость и поперечное расположение крыш над боковыми сторонами креста придают зданию динамичность и живость» . Как и в Чефалу, по сторонам переднего фасада — две массивные башни, однако завершения их — более поздние и неодинаковы.
Все великолепие наружной отделки сосредоточено на восточном фасаде, где орнаментированные выступы степы сплошь покрыты причудливыми узорами из темного камня. Переплетаются стрельчатые арки с крупными розетками в тимпанах либо прямоугольных углублениях.
Мотив стрельчатой арки доминирует и внутри собора. Уходящие в перспективе арки центрального нефа подводят к апсиде с грандиозной полуфигурой Пантократора. Перекрытие стропильное, свод только в алтаре. Общая площадь роскошных златофонных мозаик работы византийских мастеров превышает 6000 м2.
Двор — клуатр, самый большой в Италии, поражает разнообразием оформления колонн. У одних пар стволы гладкие, у других инкрустированы «витыми» полосками, зигзагами, густыми рядами ромбиков и т. д., есть и покрытые резьбой. Не повторяются и капители, по количеству сюжетов и мотивов, вероятно, превосходящие все памятники романской Европы, причем местами пара капителей образует единые сложнейшие композиции.