Бум строительства новых культурных учреждений на всей территории Европы привел к появлению большого числа построек, которые приобрели статус иконических.
Это были крупные престижные проекты, подразумевавшие использование необычных форм и многообразных видов монументальности.
Не все эти современные иконические постройки имеют общественное назначение; среди них можно найти административные здания, жилые дома, образовательные учреждения и другие типы сооружений.
Примеры вертикального типа — Торре (Башня) Агбар в Барселоне (Жан Нувель), здание компании «Суисс Ре» в Лондоне («Фостер энд партнерз), крупный жилой квартал в Мадриде, спроектированный группой МВРДВ, башня ТИД в Тиране (51N4E8) и «Крутящийся торс» в Мальмё (Сантьяго Калатрава).
Образец горизонтальной постройки — учебный центр «Ролекс» в Лозанне (САНАА). Такие строения отражают роль, по крайней мере, некоторых архитекторов и их проектов: они представляют грандиозные исключения из правил.
Несомненная уникальность этих архитекторов и их проектов определяется, как это ни парадоксально, их вездесущностью. Сейчас, как никогда, справедливо сказать, что этот род архитектуры можно встретить повсюду, куда ни поехать.
С местной точки зрения такое и коническое здание, построенное всемирно знаменитым мастером, «етархитектором», является знаком значимости города и его связанности с остальным миром. Поэтому на протяжении двадцатого века здания, представляющие новый стиль, горячо приветствовались как доказательства культурного развития. Профессиональные градостроители говорят, что возведение таких строений — это способ отметить город на карте.
В этой иконической архитектуре можно увидеть продолжение постмодернизма, где иконическая форма интерпретируется в символическом смысле. Однако возможно и альтернативное прочтение — в духе супермодерна, где упор делается на автономии и абстрактности архитектуры такого типа, достижения которой стоят особняком, вне контекста.
Иконические постройки — жанр современной архитектуры, который черпает свою призывную силу из радикальных форм, которые могут быть исключительно выразительными, лаконичными и нейтральными, монолитными, монохромными, весомыми или же легкими и эфемерными.
Разнообразные проекты, в частности Фонд Картье работы Жана Нувеля в Париже и Торре Агбар в Барселоне, поддаются такой двойственной — постмодерновой и супермодерновой — трактовке, поскольку в них присутствуют элементы постмодерна, апеллирующие к контексту (например, стеклянные фасады здания Фонда Картье, которые в буквальном смысле отражают окружающую среду) или к традиции (например, сходство Торре Агбар и башенок собора Саграда Фамилия Гауди).
Эти элементы сочетаются здесь с элементами супермодерна, такими как прозрачность Фонда Картье или кажущееся парение башни в Барселоне над близлежащими строениями.
После 1989 года Жан Нувель считается одной из наиболее ярких фигур в европейской и мировой архитектуре. То же можно сказать и о его современниках — Реме Кулхаасе (он возглавляет Службу столичной архитектуры, Office for Metropolitan Architecture) или Херцоге и де Мейроне; именно эти люди создали стандарты европейской архитектуры.
В то же время продолжают работать и создавать значительные произведения представители сходящего со сцены поколения 1920—1930-х годов рождения — Сверре Фен, Норман Фостер, Герман Хертцбергер, Ханс Холляйн, Рафаэль Монео, Ренцо Пиано, Ричард Роджерс и Алвару Сиза.