Подобно собору в Вормсе, кафедральный собор в Майнце является прекрасным примером романской архитектуры. Расположенный на пересечении важных торговых путей, Майнц быстро развивался.
Город стал не только торговым, но и важнейшим религиозным центром при архиепископе Виллигисе (940-1011). Именно по его инициативе в Майнце начал возводиться величественный собор, который должен был стать главной церковью всего города.
Он строился по образцу старого собора Святого Петра в Риме и стал классической трехнефной базиликой, представляющей в плане латинский крест. Виллигис не дожил до окончания строительных работ и был погребен под его сводами. Работы по возведению различных пристроек и украшению интерьера длились несколько веков. Собор был освящен только в 1239 г.
Любопытной особенностью собора в Майнце являются его два алтаря. Теоретики архитектуры и искусства до сих пор спорят об их значении. Мнения колеблются от религиозных мистических трактовок до сугу-
Собор выходит на рыночную площадь города. К центральному пролету главного нефа шириной 13,5 м примыкают два боковых нефа. Перпендикулярно главному вектору собора расположен трансепт — поперечный неф.
Их пересечение (средокрестие) венчает массивная башня; ее высота достигает 83 м. Часы в ее верхней части исправно отбивают каждую четверть часа. Всего же кафедральный собор в Майнце украшают шесть башен. Различные части собора объединяют в единое композиционное целое многочисленные аркатурные пояса, формирующие своеобразные миниатюрные галереи.
Единство всему сооружению придает и характерный материал — красноватый песчаник. Цветом отличается лишь более светлая капелла Святого Готтхарда и позднеготическая крытая галерея.
бо практических соображений разделения паствы и лидеров духовенства. Западный хор с его пышным главным алтарем посвящен Святому Мартину, восточный — Святому Стефану. Именно поэтому порой имена этих двух подвижников фигурируют в названии самого собора.
Любую постройку в стиле романской архитектуры можно сравнить с мощной крепкой двустворчатой раковиной. Она держит форму и сопротивляется внешним нагрузкам только благодаря прочности своих стенок. Они лишены сложной внутренней структуры, и поэтому единственный путь увеличения их прочности — наращивание толщины и объема.
Для того чтобы создать ажурную и в то же время надежную конструкцию, нужен скелет с его костяком, жилами, связками и сочленениями. Таким путем идет природа, создавая жилки на крыльях насекомых и на листовых пластинках растений. Внутренний скелет позволил животным достичь невероятного разнообразия форм и, главное, добиться внушительных размеров.
Созданием «скелета здания» архитектура обязана готике. Впервые этот термин употребил знаменитый итальянский историк искусства Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Возрождения от предшествовавшего ей Средневековья. К германским племенам готов это слово непосредственного отношения не имело.
С итальянское слово «gotico» переводится как «варварский». Человек эпохи Возрождения снисходительно смотрел в темное, с его точки зрения, прошлое. Однако именно во времена Средневековья храмы Европы впервые стремительно рванулись вверх, ставя рекорды высоты, которые долго не могли побить сооружения последующих веков.
Чтобы отнести здание к готическому стилю, не надо быть специалистом в области архитектуры. Оно легко распознается по своим характерным несущим элементам — контрфорсам, арбутанам, нервюрам. Они действительно похожи на части скелета — ребра, которые буквально выпирают из основного объема здания. В результате стены перестали брать на себя основную нагрузку свода.
Появилась возможность украшать их просторными окнами. Не случайно готика ассоциируется в нашем сознании с великолепными витражами. Романские постройки таких огромных окон позволить себе просто не могли. Изменился и сам свод. В этом легко убедиться, взглянув на него снизу.
Сразу бросаются в глаза так называемые нервюры — выступающие ребра, распределяющие нагрузку свода на несущие колонны и контрфорсы. Пространство между нервюрами заполнялось легкой кладкой, в результате чего вес свода резко уменьшался. Система нервюр не только позволила делать своды более высокими и островерхими.
Она сделала их более устойчивыми к подвижкам фундамента и сейсмическим толчкам. Полуциркульные романские арки уступили место стрельчатым, которые лишь добавляли готическим зданиям впечатления устремленности вверх, к небу.
Внутрь собора посетители попадают через роскошно декорированный портал на южной стороне здания: он был построен в 1517 г. От хора, который является самым ранним образцом готики в Англии, неф отделяет преграда. За нее мирян не пускали. При Генрике VIII и позже при Кромвеле собор лишился большей части своих украшений, но и сейчас его витражи производят сильное впечатление.