В таких сооружениях, как крытые рынки, выставочные павильоны,, спортивные залы, главное — максимум дневного света и большое пространство, перекрытое без промежуточных опор. При проектировании зданий театров, кинотеатров и концертных залов перед архитекторами стоят совершенно иные задачи, так как сооружения подобного рода, за исключением небольшого числа концертных залов, естественного освещения почти не требуют: освещение в них главным образом искусственное и стены могут не иметь окон. Правда, и для них имеет значение перекрытие больших площадей без промежуточных опор, однако при конструировании галерей и балконов перед архитекторами встают и другие проблемы. Между сооружениями, рассмотренными в предыдущей главе, и зданиями театров, кинотеатров и концертных залов в сущности одна черта сходства — и для тех, и для других необходимы большие помещения без промежуточных опор. Во всех остальных отношениях назначение зданий и вытекающий отсюда характер проектов значительно отличаются.
В рассматриваемый период в Европе было выстроено немного театров и концертных залов по новым принципам; вообще же в это время больше всего строили кинотеатры. Начиная с 1924 г., в Европе ежегодно открывалось более тысячи кинотеатров, и, если сравнить кинотеатры 1910 г. с типичными кинотеатрами 1930 г., то станет ясным, какой большой путь развития был пройден за эти годы. Специальные здания кинотеатров появляются с начала 1920-х годов. Но для удобства исследования прежде всего следует уделить внимание театрам, затем кинотеатрам и, наконец, концертным залам.
Большая часть театральных зданий XIX и начала XX в. имела подковообразные планы с несколькими ярусами и прямоугольным порталом сцены. Таковы были традиционные театры, начиная с итальянских театров XVI в., такими же были и большие оперные театры большинства европейских столиц. Различия были только в размерах и в том, что нижние ярусы оперных театров состояли из лож; последнее определялось в большей степени фактором социального порядка.
Театры конца XIX в. в большинстве своем щедро украшались внутри и снаружи орнаментом и скульптурой в классическом духе. Изменение характера театральных зданий на рубеже двух последних столетий происходило под влиянием трех обстоятельств. Первым было стремление к простоте и отказу от украшений; вторым — попытки части архитекторов добиться наилучшей видимости сцены с каждого места зрительного зала, для чего устраивались балконы с изгибом, повторявшим кривую подковообразного плана; третьим было введение стальных и железобетонных каркасов, дававших возможность перекрытия более широких пролетов и уменьшения числа мешавших зрителям колонн. Стремление к простоте отразилось на внешнем виде новых театров, а применение перекрывающих значительные пролеты стальных балок и консольных конструкций улучшило видимость. Подвергались реконструкции некоторые старые театры. Так, полностью были реконструированы внутренние помещения двух лондонских театров — Друри Лейн и Савой, и театр Савой из типичного театра XIX в. превратился в период между двумя войнами в один из самых современных и уютных театров.