О возможностях, которые открывало в театральных зданиях применение стальных конструкций, будет рассказано при рассмотрении кинотеатров, интерьеры которых постепенно достигли размеров зрительных залов самых больших европейских оперных театров.
При подковообразном плане зрительного зала с изогнутыми соответственно плану балконами хорошей видимости со всех мест зрительного зала достичь было трудно, и для преодоления этого недостатка в проекты театров вносились различные изменения. В некоторых театрах боковые балконы выпрямлялись; таковы спроектированные Оскаром Кауфманом Городской театр в Бремерхафене (1911) и Народный театр в Берлине (1914). В театрах небольших размеров того же Кауфмана, где длина зрительного зала равняется его ширине или немного ее превосходит, план напоминает по форме раковину; таковы берлинские театры: «На Курфюр-стендамме» (1923), «Комедия» (1923) и «Опера Кролля »(1924). Более простой план, имеющий веерообразную форму, впервые встречается в Вагнеровском театре в Байрейте, выстроенном в 1876 г. по проекту Бруквальда и Земпера. Веерообразный план имеет и Театр принца регента в Мюнхене, выстроенный Максом Литтманом в 1901 г. Такой же план и в Шекспировском Мемориальном театре, выстроенном по проекту архитекторов Элизабет Скотт, Честертона и Шеппарда в 1930 г., и Кембриджском театре в Лондоне, спроектированном архитекторами Уимперис, Симпсоном и Гутри в 1929 г.

Большинство новых театров рассматриваемого периода строилось по традиции, идущей от театров эпохи Возрождения. Тем не менее общее стремление к простоте отражалось и на строительстве театральных зданий, причем по-разному в различных странах и у разных архитекторов.
В некоторых случаях продолжали злоупотреблять орнаментом, часто аляповатым; но этот недостаток, характерный для конца прошлого века, изживается в 30-м годам нашего столетия. Орнамент применяют иногда и со вкусом: таковы изящные театры Оскара Кауфмана — «На Курфюр-стендамме» и «Комедия», где орнамент применен обильно, но со вкусом. Стиль Кауфмана, иногда именуемый, обладает своими достоинствами. Главное из них заключается в том, что орнамент применяется Кауфманом всегда выразительно и в соответствии с главными формами здания, которые он подчеркивает, придавая всему зданию праздничный вид. Особенно эффектен декор гладких «поверхностей зрительного зала театров «Комедия» и «Опера Кролля».
Непревзойденным по простоте был Муниципальный театр в Иене, выстроенный по проекту Вальтера Гропиуса и Адольфа Мейера в 1923 г. (о нем уже упоминалось в первом томе). В зрительном зале простота граничит с суровостью. Гладкие стены почти квадратного зала лишены всякого декора. При большей мягкости и меньшей аскетичности можно было бы создать уют, всегда желательный в театре, и поэтому возникает сомнение, вполне ли соответствует своему назначению этот театр.