ЗАСТРОЙКА небольшой и тихой Таврической улицы, как и протяженного, парадного Каменноостровского проспекта, сформировалась, в основном, в начале XX в. Пять жилых зданий на ней были сооружены по проектам Александра Хренова. Среди них выделяются два собственных дома архитектора (№ 17 и 5)48.

Проектируя первый из них, Хренов отошел от прежней манеры своих позднеэклектических построек и впервые обратился к формам раннего модерна. Симметричный фасад с двумя эркерами и разнообразной облицовкой характерен тягой к пластичности и живописности. Центральное звено имеет крупное сегментообразное завершение. Волнистому контуру мансардных окон вторят криволинейные выносы карниза. Однако композиция фасада получилась недостаточно цельной. Тяжелые грубоватые эркеры не согласованы с мелкой деталировкой стены, облицованной охристым кирпичом. Жесткий рисунок лопаток и профилей — традиционных элементов — не сопряжен с переливающимися, текучими, прихотливо-изогнутыми линиями в духе ар нуво, с плавными переходами стилизованных изображений цветов в абстрактный криволинейный орнамент. Рельефным узорам отведена совсем иная роль, чем, например, в доме К. X. Кельдаля. Отдельные локальные вставки занимают четко фиксированные ячейки. Они изолированы от фона и безразличны к тектонике стены. Для облицовки полуподвального этажа использована гранитная щепа. «Изюминка» фасада — тонкий и хрупкий ажур железных решеток и кронштейнов. Декор вестибюля (круги и параллельные бороздки, львиные маски) навеян полюбившимися петербургским архитекторам мотивами О. Вагнера. Кованое ограждение лестницы составлено из волнообразных стоек с изогнутыми полосками и стилизованными цветами.

Второй дом архитектора на Таврической улице, 5, сооруженный через семь лет после первого, отмечен печатью неоклассики. Правда, облик здания чужд духу пассеизма. Понимание архитектурной формы полностью отвечает принципам нового стиля. Это проявляется и в мягкой пластике крупных объемов, и в разномодульности окон, и в подборе отделочных материалов: белого облицовочного кирпича в сочетании с розовым и серым гранитом и вкраплениями зеленой керамики. Логичность и уравновешенность композиции, ясная конструктивность, подчеркнутая надоконными перемычками, межэтажной полосой гранита и обнаженными металлическими балками, характерны для рациональной модификации модерна.

Классицистические детали — колонны портала и рустованные архивольты, сандрики и геометрический орнамент балконов, венки и ленты — включены в модерный контекст как дань менявшейся моде. Симметричное трехосевое построение фасада нельзя считать классицистическим признаком, поскольку оно было свойственно многим сооружениям «чистого» модерна. Главная особенность здания — устройство трех мощных ризалитов. Центральный ризалит и боковые эркеры (подобные эркерам дома № 17, но более изящные) скруглены на углах. Благодаря объемно-пластическому решению преодолена стереотипная двухмерность фасада, а небольшой палисадник оттеняет столь редкое в доходных домах ощущение уютной камерности.

Экспрессия больших масс, подчеркнутые объемность и глубинность композиции не только выделяют здание в застройке улицы. Эти качества вообще нечасто встречались в доходных домах петербургского модерна.

Просторный вестибюль парадной перетекает в лестничную клетку, охватывая круглую шахту лифта. Как и в ряде других построек Хренова, лифт проходит сквозь этажные площадки у входов в квартиры. Закругленные очертания этих площадок, чередуясь с гранеными промежуточными внешними площадками, создают эффект мерной пульсации пространства, словно выталкивающего в сторону двора мощный выступ лестничной клетки прямоугольными и эллиптическими окнами. Витражи выполнены в технике росписи по бесцветному стеклу: кайма из гирлянд написана в два цвета — желтый и коричневый. Рисунок их созвучен геометризованным классицистическим формам лестничного ограждения и отделки вестибюля.

Резкий, поистине драматический контраст с парадной частью составляет темный изогнутый тоннель въезда во двор, неожиданно прорывающийся вверх узкой шахтой светового дворика, куда обращены окна служебных помещений. Основной двор, неправильной многоугольной конфигурации, имеет, как обычно, внестилевой утилитарный облик и воздействует на зрителя спонтанной игрой разновысоких масс, грубо-выразительной пластикой выступающих частей.

В 1909-1910 гг. Хренов возвел еще два здания на Таврической, 7 и II49. Хозяйкой первого из них официально числилась И. Ф. Хренова, жена архитектора. Дом этот «по-родственному» примыкает к соседнему дому № 5 (где поселилась семья зодчего) и во многом повторяет его членения и детали, но не в развитой объемной композиции, а на привычной плоскости фасада, выложенной серым кирпичом. Чуть заглубленная средняя часть выделена креповками и порталом входа.

Дом №11, принадлежавший жене тайного советника М. Ф. Щеглови- товой, сходен с домами супругов Хреновых (№ 5 и 7) по отдельным элементам, гамме отделочных материалов, а также по общему класси- цизирующему характеру. Позднее на той же улице Хренов построил еще один собственный дом (№ 3, 1914). В его суховатой ордерной композиции эркеры явно превалируют над колонным портиком. Вместе эта группа жилых зданий образовала единый фронт застройки.