Большой театр в Петербурге. Зрительный зал. Гравюра С. Галактионова по рисунку П. Свиньина. 1820-е гг.
Способы эти использовались и в деревянных, и в каменных домах. В случае применения бумажных обоев бумага или наклеивалась на степы, а затем окрашивалась, или же окрашивалась в фабричных условиях. Этот второй способ, вероятно, появился в 1830-е годы. По верху стен рисовались орнаментальные или цветочные бордюры-фризы. В 1820-1830-х годах обои обычно делались гладкие, однотонные, чаще без орнаментальных рисунков, что соответствовало общей направленности классицистической архитектуры к строгости и сдержанности. Тенденция к однотонности приводила к тому, что в ряде случаев в тон стен окрашивались и печи. При значительном разнообразии цветовой тональности помещений можно выделить известную закономерность: зал чаще окрашивался желто-золотистым колером, гостиная делалась синей, спальня же хозяйки (будуар) — зеленой. В этой системе есть и свои психофизиологические особенности и, в известной мере, традиционные связи с XVIII веком.
Несмотря на огромные утраты в последующее время все же сохранились некоторые ценности из того, что составляло в первые годы XIX столетия органическую часть интерьерных решений — мебель и предметы убранства залов и комнат. Выше отмечался огромный вклад в развитие прикладного искусства ведущих архитекторов этого времени, особенно Воронихина, Томона и других. К ним можно добавить уже названного Руска. Все они, работая над убранством комнат, проектировали и мебель. Последняя выпускалась также и существовавшими в столичных городах, а также в помещичьих усадьбах мастерскими. Было бы неверно провести непреодолимую грань между концом XVIII века и 1800-ми годами. Здесь имел место один процесс, существовали определенные традиции, которые продолжали поддерживаться и развиваться. Но тем не менее все же в 1800-х годах на общем классицистическом фоне проступают новые черты. Главная из них — это постепенный отказ от смягченных форм с усложненными подчас элементами в прорисовке отдельных частей предметов (спинки и подлокотники кресел, очертания и декорировка столешниц и т. п.) и переход к более четким, линейным, прямым и ясным формам. В начале XIX века при создании корпусной мебели, главным образом шкафов, предпочиталась рамочная система, вытеснившая типичную для последних десятилетий XVIII века щитовую конструкцию.