Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Бельгия, официально Королевство Бельгия, — страна, известная своими захватывающими достопримечательностями и архитектурой. Его называют «Полем битвы Европы» за его центральное расположение во многих значительных войнах Европы. Это страна, которая видела и задокументировала свою богатую историю своими зданиями, где старые постройки соседствуют с современными.

Предыстория

На территории Бельгии были обнаружены окаменелости неандертальца возрастом почти 100 000 лет. Также были обнаружены кремневые рудники эпохи неолита, что свидетельствует об уровне культурных и технологических достижений и одомашнивании. Однако этот регион оставался в основном незаселенным вплоть до бронзового века, когда здесь начали селиться кельтские племена. Эти племена установили контакт с внешним миром, торгуя с районами Средиземноморья.

Бельгия пережила бум в своем архитектурном развитии, начавшийся в середине 18-го века и продлившийся вплоть до 20-го века под властью Австрии. Это было результатом возобновления интереса к греческой и римской архитектуре после того, как на его территории были раскопаны древние памятники. Этот неоклассический архитектурный стиль прошел различные этапы — австрийский, французский, голландский и современный. К концу 20-го века его обогнали другие направления, такие как модерн, ар-деко и модернизм. Некоторыми важными сооружениями этого стиля являются Дворец нации (ныне Федеральный парламент Бельгии) и Королевский дворец.

Термин «неоклассический» в соответствии со словарем Мерриама-Вебстера означает «составляющий, относящийся или представляющий собой возрождение или адаптацию классического, особенно в литературе, музыке, искусстве или архитектуре». Он отличался величием масштабов и простотой форм. Строения этой формы обычно имеют симметричные планы этажей, греческие и римские колонны, плоские или куполообразные крыши и минимум украшений.

После обретения независимости от австрийцев под руководством их второго короля Леопольда II Бельгия претерпела еще одно преобразование. Король считал, что создание эстетически привлекательных построек поможет улучшить экономику за счет привлечения туристов, и поэтому профинансировал несколько из ныне известных зданий, таких как Дворец правосудия и Пятидесятилетие. В этот период также был построен культовый Центральный железнодорожный вокзал Антверпена по проекту архитектора Луи Деласенсари. Промышленное движение 19 века совпало с правлением короля Леопольда и вскоре достигло Бельгии.

Стиль модерн начал набирать обороты. Архитекторы начали экспериментировать и создавать изысканные сооружения из железа и стали, величественно закручивающиеся по спирали. Стиль ар-нуво характеризовался железными и стальными каркасами с камнем, фресками и граффити в сочетании с естественными женственными изгибами и световыми люками. Этот стиль можно увидеть в таких зданиях, как Old England Building и Maison Cauchie.

Виктор Орта был одним из первых архитекторов, чьи таунхаусы способствовали тому, что Бельгия стала мировой столицей стиля модерн. Отель Tassel от Horta считается первым в мире строением в стиле модерн. Гюстав Страувен, Генри Ван де Вельде и Пол Ханкар были другими архитекторами, вдохновленными Виктором Орта, которые также внесли значительный вклад в бельгийские структуры в стиле ар-нуво. Этот стиль в основном процветал в Брюсселе в результате улучшения экономических условий среднего и высшего классов. Это привело их к экстравагантным тратам на роскошные таунхаусы и дома.

Конец Первой мировой войны привел к переходу от кривых к прямым линиям. Чрезмерность структур в стиле модерн казалась обманом. В то время как ар-нуво был почти единолично первооткрывателем Виктора Орта, ар-деко был результатом многочисленных архитекторов. Этот стиль делал упор на простые формы и симметрию. Кокельбергская базилика бельгийского архитектора Альберта Ван Хаффеля является одним из ярких примеров этого стиля. Частные особняки и апартаменты, такие как вилла Empain и музей Ван Бюрена, являются еще одними сокровищами бельгийского ар-деко.

Однако в 1960-х и 1970-х годах большинство построек в стиле ар-деко были снесены, поскольку считались бесполезными. Некоторые постройки, такие как бывшее здание бельгийского радио и телевидения Флажи, были спасены из-за растущего общественного спроса на сохранение наследия Бельгии.

Настоящее – от «старых зданий к изысканным сооружениям»

В архитектурном прошлом Бельгии 20-го века есть здания, спроектированные различными «звездными архитекторами», украшающие ее горизонт. Здесь находится поразительное здание портового управления Захи Хадид, железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен работы Сантьяго Калатравы и Дворец правосудия Антверпена работы Ричарда Роджерса. Павильон Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, Атомиум, является еще одним известным сооружением. Его предполагалось разобрать и убрать в конце всемирной выставки, однако его публичная популярность означала, что он сохранился до сих пор.

Современные сооружения, такие как вилла Росес, городской павильон Гента, здание Умикоре и крематорий Хофхайде, представляют собой замечательные, привлекательные примеры современных успехов в архитектуре страны. Другие сооружения, такие как башня Влойберг, чтение между строк и Le Toison d’Or, являются еще одними удивительными сооружениями.