Напыщенный, королевский, призванный утереть нос всем остальным зданиям своим величием и богатством ампир в архитектуре появился при Наполеоне. Главное предназначение стиля сформулировал великий император: «Стальная власть, могущественное государство, сильная армия!»
Правда, покорителю в треуголке пришлось отказаться от величественных памятников. Войны транжирили всю казну государства.
Главными чертами нового стиля стали:
- Напыщенная театральность при оформлении интерьеров и построек;
- Использование колонн, лепных карнизов, пилястр и других классических элементов;
- Заимствование античных мотивов (грифоны, сфинксы, львиные лапы);
- Соблюдение принципов симметрии;
- Намеренная демонстрация связи Франции с мощью Римской империи;
- Режущие глаз красные, белые и синие мотивы;
- Попытка бессмысленного соединения в одной композиции «помпеянских», египетских, древнеримские и даже "турецких" мотивов.
Главные «задумщики» новой эпохи
- Ж. Лепер;
- Ж. Гондуэн;
- Шарль Персье;
- Пьер Фонтен.
Последняя «парочка» – придворные дизайнеры и архитекторы Наполеона. Они не прославили свои имена удивительными скульптурами или напыщенными храмами. Но зато успели провести «ряд мелких работ»:
- Перестройка резиденции его величества (замок Мальмезон);
- Расширение Лувра;
- Внутреннее убранство многих дворцов приближенной к императору знати.
Позже исследователь И. Грабарь напишет о Персье и Фонтене как об ограниченных архитекторах: «Это всего лишь педантичные компиляторы. Надоедливые, скучные и не очень-то изобретательные в своих орнаментальных разводах».
Где искать стиль ампир в архитектуре?
Замок Мальмезон: «От величия до абсурда всего лишь шаг»
И этот шаг к глупости и абсурдности сделали придворные декораторы Наполеона. В стремлении сделать Францию похожей на Древний Рим они умудрились изуродовать спальню императрицы Жозефины. Спальные покои превратились в подобие походной палатки римского центуриона, в которой «гуляли» неслабые французские ветра и морозы. А одетая в "римские туники" прислуга стучала зубами от холода и тихонько проклинала характер да вкус его Величества.
Колонна Нельсона – знак великих побед
Созданная в 1840-1843 гг., она стала символом 4-х побед великого Нельсона. Гитлер берег ее как зеницу ока (и собирался даже перевезти в Берлин).
Позже это направление перекочует в Россию. Но сталинский ампир в архитектуре получит совершенно другие оттенки.
А напыщенность наполеоновского стиля так и останется в истории «холодной и бессмысленной диктатурой ампира».