В русских городах проявления классицизма имели свою специфику. В некоторых городах (Петербург) и городских центрах (Москва, Тверь, Кострома, Ярославль и др.) регулярная планировка сочеталась с плотной сомкнутой застройкой. В сетку улиц вписывались цепочки площадей, что создавало интересную, разнообразную архитектурно-пространственную композицию.
Среда отвечала эстетическому идеалу организованности, при этом разнообразие, как увидим, подчинялось логике геометрической планировки. Благодаря этому в образе среды были и определенное отражение сложности и разнообразия житейских ситуаций, и, одновременно, изображение жизни, управляемой разумом. Здесь архитектурно-пространственный комплекс в наибольшей степени приближается к эталону западноевропейского классицистического города с тем только существенным различием, что распространены иные соотношения высоты застройки и ширины открытых пространств. Русский город XVIII — начала XX вв. преемственно воспринял от города ХУП в. просторность, столь отличающуюся от затесненности западноевропейского средневекового города. В ряде случаев характерное для классицизма повышенное внимание к пространству приводило к гипертрофии (даже по русским меркам) городских площадей. Пространство уже с трудом удерживало застройку, отчего организованность структур переставала быть очевидной. Довольно характерна следующая реплика Н. В.Гоголя: Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечной площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. При таком описании прежде всего вспоминается Круглая площадь Полтавы диаметром 260 м с одно-, двухэтажной застройкой по периметру. Грандиозны были центральные пространства Костромы, Ярославля, Петербурга. В этом последнем гипертрофия пространств из-за плотности архитектурного обрамления не создавала, видимо, впечатления неорганизованности. Наоборот, могла подавлять организованность, власть официозных, казенных строений над таким пространством.