Вместе с тем влияние итальянского Возрождения сказалось не только в архитектурных деталях, но и в плане прямоугольного внутреннего двора, окруженного с трех сторон аркадой, а с четвертой стороны — каменной стеной с парадными «Гербовыми» воротами, это заметно также и в отделке интерьеров приемных палат нового дворца.
С конца XV в. Москва начинает постепенно занимать ведущее место. во всех областях архитектурно-строительной деятельности на обширной территории Русского государства. Укрепления Московского Кремля, новые культовые и гражданские сооружения кремлевского комплекса становятся в дальнейшем образцом для аналогичных построек за пределами столицы, где местные зодчие более прочно держались старых традиций в архитектурно-строительной деятельности. Архитектурный комплекс сооружений княжеских палат в Угличе, построенный местным удельным князем Андреем Большим в конце XV в., во многом напоминает московский дворцовый комплекс, отличаясь от него только более скромным масштабом своих построек. Он также состоял из отдельных помещений, в основном деревянных срубов, поставленных на общем каменном подклете вдоль высокого берега Волги внутри углицкого кремля. Княжеские палаты окружали стрех сторон центральную — соборную площадь кремля, замыкаясь с одной стороны придворной церковью — Спасским собором, а с другой — трехэтажным кирпичным зданием приемной палаты.
Основной конструктивной системой перекрытия древнерусских одностолпных палат была система четырех перекрещивающихся цилиндрических сводов, образующих четыре крестовых свода. Так перекрыта Грановитая палата — самый большой одно-столпный зал в русской архитектуре. Такая конструктивная система перекрытия давала возможность сосредоточить распорные усилия в нескольких опорных точках: в центральном столпе, углах здания и в середине стены против центрального столпа. Своды обычно выкладывались толщиной в один кирпич, из того же кирпича, что и стены здания, хотя иногда для кладки сводов при
менялся кирпич меньшего размера. В кирпичные своды включалась и белокаменная кладка — в местах, испытывающих максимальное напряжение, как, например, в опорных пятах сводов.
Помещения одностолпных палат, перекрытых такой системой сводов, даже в наиболее ранних постройках отличались крупными размерами. Так, площадь трапезной палаты Симонова монастыря — около 150 м2, трапезная Андроникова монастыря превышает 200 м2, Пафнутьева-Боровского монастыря — 250 м2, Соловецкого — около 450 м2. Обширный одностолпный зал площадью около 450 м2 был выстроен в это же время в монастыре Иосифа Волоцкого — вождя и идеолога воинствующей церкви, автора нового монастырского «общежительного устава». Согласно этому уставу, официально принятому в начале XVI в., вводился общий стол-трапеза для всех живущих в монастыре монахов взамен существовавшего ранее самостоятельного индивидуального келейного питания, что вызвало почти повсеместное возведение в монастырях обширных трапезных помещений.