В эпоху Возрождения изменениям в быту способствовало развитие ремесел. Более всего они развивались в Италии, Нидерландах, затем во Франции и Германии. Англия и Скандинавия не имели собственного ремесла. Именно в эту эпоху искусство отделилось от ремесла.

Большие успехи были достигнуты в обработке металлов. Из металла изготавливали изящные замки, астрономические инструменты, башенные часы, двигающиеся фигурки. Особенно стремительно эта отрасль развивалась в Германии. Известным медником и жестянщиком был тесть А. Дюрера — Ганс Фрей. Большим спросом у всех сословий стала пользоваться оловянная посуда. Мастера жили в Германии и Франции, а олово поставляла Англия. Литейное искусство было признано в Италии.

Итальянский город Венеция превосходил всех в выделке стекла. В первой половине XVI в. в Италии была изобретена майолика. Изобретателем был Джорджио Андреоли. Он изобрел цинковую и свинцовую глазури, превосходящие прочностью, блеском и цветом все ранее известные. Название происходит от названия острова Мальорка (Майорка), через который вывозилась в Италию испано-авританская керамика. Итальянская майолика (посуда, панно, скульптура, подсвечники, канделябры, ящики) была с цветным пористым черепком и сюжетной росписью по сырой непрозрачной глазури. Производство майолики развивалось также во Франции (мастер Бернар Палисси). В Германии и Нидерландах делали простую посуду. Зато здесь делали карнизы, изразцы печей и даже мебель из глины. В середине XVI в. были освоены способы приготовления огнеупорных красок.

Мастера Возрождения работали над производством фарфора, подобного китайскому. Бернард Буонталанти получил похожую массу, но ему удалось получить лишь фаянс. Петр Фонди делал кобальтовую посуду при высокой температуре.

Во Фландрии процветало производство ковров. Здесь впервые появились ковровые обои. В этот период в качестве обоев стала широко применяться тисненая кожа. Активно развивалось производство расписных панелей (панно) для украшения стен, больших стенных зеркал, столовых и стенных часов (с боем и будильником). Во Франции и в Италии в эту эпоху появились мастерские для вышивания гладью. Гобелены — имена известных во Франции красильщиков XV в. Рисунки для гобеленов создавали художники, а ткачи на специальных ручных станках делали ткани методом выборочного ткачества, то есть отдельными участками. Затем они их вручную сшивали. Характерная особенность гобеленов — рубчатая поверхность лицевой стороны и неровная поверхность оборотной.