Освещение было серьезной проблемой. Промасленные и проскипидаренные ткани, бумага, слюда, деревянные ставни, пластинки из гипса, вставленные в оконные проемы, не давали света и плохо защищали от холода. Стекла, появившиеся в богатых домах, представляли собой небольшие непрозрачные толстые кусочки, вставленные в свинцовую оправу.
Источники света — факелы, масляные светильники, лучина, восковые или сальные свечи, огонь камина. В эпоху Возрождения появились стеклянные абажуры. Все осветительные приборы — люстры, лампы, канделябры из мрамора и металла — имели античные формы. Их украшали лиственный орнамент, фигуры людей и животных.
Металлический канделябр XVI в. состоял из двух симметричных, равновеликих широких чаш, соединенных стояком с двумя наплывами и украшенных радиальными выпучинами. В XVI в. в богатых домах появились подсвечники на необычайно широком и выгнутом высокой дугой чашеобразном основании, покрытом широкой чашей с находящимся в ней глубоким вазообразным сосудом с вывернутыми краями. Вся поверхность канделябра покрывалась серебром. Подсвечники украшали фигуры сатиров, сирен и кариатид.
Появились стеклянные подсвечники, мраморные и деревянные встречались реже. Получили распространение фаянсовые подсвечники желтого, белого, зеленого и красно-коричневого фаянса в форме балясин или четырехгранной ножки. Украшали стены настенники с одним или двумя рожками из полированного металла, который отражал свет, подвесные светильники — рога, светильники в виде двух фигур. В это время появилось французское название «люстра», которое употреблялось для обозначения хрустальных светильников. Модный мотив — голова женщины или фавна. Фонари XVI в. увешивались гроздьями цветов, плодов и листьев. Они освещали коридоры, лестницы и залы.
С XVI в. распространились печи, дававшие больше тепла, чем очаг, но все-таки в домах было прохладно. Обогревали дома печами или каминами. Их тепла не хватало, чтобы согреть большой зал, поэтому в холодные зимы люди собирались и сидели у камина, а в остальное время — не снимали теплых одежд. Постели нагревали особыми грелками, похожими на огромные сковороды на длинной ручке с крышкой, или соединенные вместе две сковороды. В них клали древесные угли и поджигали. В грелках такого рода были отверстия для доступа воздуха. Грелки клали в постели. Дома не обогревались достаточно, поэтому использовали мангалы.
Стены и мебель часто были в копоти. Тепло дому давали очаг, камин, печи и жаровни. Камины богато украшали скульптурами, барельефами и фресками. Однако, дымоход из-за сильной тяги забирал много тепла. Поэтому в комнате с камином еще ставили жаровни. Камины стали занимать в интерьере еще более значительное место, чем в средневековье. Один их тип — с вытяжной трубой и навесом, другой — с плоским перекрытием и без вытяжной трубы.
Характерный элемент комнат — камин с шатровым увенчанием.
В домах Европы отсутствовали водопровод и канализация. Утром обтирались мокрым полотенцем, а кувшины и тазы для умывания употреблялись редко. Мылись вместо бани обычно на кухне в кадках, ушатах и тазах, хотя в богатых домах появились и ванные комнаты. Мыла в Европе производили недостаточно.
Зубы очищали, жуя мускатный орех.
Признаком роскоши была и особая ванная комната. То же самое можно сказать и о ватерклозетах, изобретенных англичанами в XVI в. Туалетов не было. В 1578 г. французский король Генрих III издал специальный указ об очистке от экскрементов залов его дворца. Что же тогда говорить о его подданных?! Большинство горожан попросту выливало содержимое ночных горшков прямо на улицу, что делало запах и вид улиц невыносимыми. Уровень гигиены в городе в XVI—XVII вв.даже снизился по сравнению с XV в.
Кухня в доме Ренессанса чаще всего помещалась в верхнем этаже или на чердаке. В кухне размещали сундуки, стулья, лавки, полки для посуды из ели. Центром кухни был очаг, где на цепях висел котел. Тут же стояла кочерга, щипцы для углей, лопатки. Кухонная посуда изготавливалась из меди и латуни и служила для приготовления еды на открытом огне. Утюги были оловянными.
Из мелко сплетённой сетки делали кубической формы футляр для предохранения продуктов от мух. В кладовых, кроме продуктов, хранили безмены, ткацкие станки, лопаты, ножницы, лейки. Столовая посуда находилась в комнатах. Она была из меди, олова и дерева. У богатых появились солонки, конфетницы, соусницы и подносы из майолики, позже тарелки. Стеклянная посуда была огромной редкостью. На полках стояли декоративные тарелки и блюда. В комнатах устанавливали деревянные или металлические подставки для таза и кувшина, которые использовали для умывания.
В эпоху Возрождения столовую всегда украшали эмблемой изобилия. Это была фигура женщины, с виноградным и цветочным венком на голове, она держала в правой руке рог, наполненный плодами, ягодами и цветами. В XVI в.стали входить в моду писанные на дереве картины различного содержания — светского и религиозного. Их стали вставлять в рамы и вешать на тканые или ковровые стены. Интерьер украшали иконы, пасторали, пейзажи на бумаге и полотне, портреты.
Даже у бедных слоев утварь стала полнее, удобнее и красивее, чем прежде. Во всем старались подражать знати, и простота исчезла. Домашняя утварь стала роскошнее. Стало модным держать в доме памятники древности, доспехи и оружие предков, статуи и произведения искусства. Вешалки делали в форме человеческой фигуры. Оружие размещали на вешалках — металлических и деревянных. Мелкой утварью служили вазы из фаянса. В них было принято высаживать растения.
Еще одним новым украшением ренессансного дома стали зеркала в рамах. В XVI в. зеркала делали из стекла, покрытого смесью свинца со смолой, лишь в конце века изобрели амальгаму из олова и ртути. Зеркала были невелики и стоили дорого. Рамы украшали резьбой, позолотой, инкрустацией. Популярность зеркала в эпоху Возрождения была связана с интересом к человеку. Популярность этого предмета возросла с изобретением братьев Андреа и Доминико из Мура- но: в 1516 г. они предложили зеркало из цельного хрустального стекла. Большое внимание уделялось раме. Первые рамы были простой конструкции, делали их из тополя, ореха или каштана.
Архитектурная рама эпохи Возрождения членилась пилястрами и колоннами. На карнизе треугольной или сегментовидной формы, располагался разорванный или выделанный резцом фронтон. В нишах размещались аллегорические и мифологические декоративные фигуры, а между ними была резьба в завитках или акант.
Восьмиугольные зеркала имели бронзовую раму и украшались драгоценными камнями и эмалью. Зеркала имели только короли и высшее дворянство. Зеркало Марии Медичи было украшено агатами, сардониксом, изумрудами и золотой эмалью.
Часы же были песочными, но встречались, хотя и редко, настенные. Часы в эпоху Возрождения были настольные, с декором по всей поверхности, циферблатом и часовым боем. Парадные часы делали из золоченой бронзы: вставляли медальоны с изображениями семи планетарных богов и дельфинов, а иногда футляр покрывался развевающейся лентой со сценами охоты в пейзаже.
Во второй половине XVI в. появились часы с несколькими циферблатами: для часа, четвертей, хода солнца, луны и календаря.
Позднее добавили маятник. Стенки и крышка часов, снабженная колокольчиком и завершающимися наверху маленькой фигуркой, всегда были покрыты ажурной резьбой.
В 1550 г. Э. Бальдвейн изготовил часы-автоматы с фигурками, которые появлялись к часовому бою. Это была роскошь и рари- Ренессанса тет. С середины XVI в. появляются часы-зеркало. Они показывали часы, минуты и движение небольшой сферы. У них был маятник. Постаменты для часов выполняли в виде архитектурных сооружений — башен, пирамид, колонн.
Покои во дворцах располагались анфиладой: чтобы попасть из одного конца дома в другой, приходилось проходить через все комнаты, кабинеты и спальни.
Хозяева, гости, слуги постоянно сновали подлинным коридорам, двери вкомнаты не закрывались, а часто их и не было. Уединение и покой в таком доме были почти невозможны.