В Японии в IX—XIII вв. господствовал стиль синдэн-дзукури. На южной стороне в середине прямоугольника строился синдэн — главное здание жилого комплекса, а по другим

сторонам — вспомогательные помещения, сад, галереи. Синдэн и другие постройки не были перегорожены на комнаты, использовались лишь раздвижные перегородки, бамбуковые занавесы и тростниковые покрытия.

Все дворцы знати строили в духе парадного стиля синдэн. Центральный павильон размещали на каменном постаменте в центре. Это был прямоугольный зал с крышей на столбах, покрытой древесной корой. Основное помещение главного павильона — зал для гостей, который находился за верандой, охватывающей главный фасад. Позади него размещались постройки для слуг и семьи. Впереди была площадка с песчаным полом, охваченная с двух сторон галереями. Со всех сторон дом окружен галереями и балконами.

В XIII-XIV вв. на смену парадному стилю синдэн в среде самураев приходит более скромный — сеин-дзукури. Помещение уменьшили, главное помещение — приемная комната с углом для занятий — сеин. Японцы стали строить значительно поднятые над землей здания, на цоколе или на сваях, в которых устраивалось боковое крыльцо и входная комната. Постройки прямоугольные, но вход был с длинной стороны.

В строительстве использовали древесину и бамбук. Стойки каркаса дома упирали в камни и укрепляли слоем гравия. В доме возводили внутренние и наружные колонны, которые не совпадали. Пролеты между наружными колоннами заполняли бамбуковой решеткой или оклеенными бумагой сетками. Пролеты между внутренними колоннами заполняли деревянной декоративной решеткой, обеспечивавшей циркуляцию воздуха. Между колоннами использовали решетку из бамбука, связанную рисовой соломой и глиняным раствором.

Со временем в домах появились раздвижные наружные стены, внутренние перегородки с рисовой бумагой, пропускающей свет, и легкие деревянные двери. Когда они не нужны, их убирали в специальный ящик. Такая трансформация внутреннего пространства — японская традиция.

Крыши покрывали дранкой из кипарисового дерева. Крыши были двускатные, пирамидальные, вальмовые (с треугольными скатами). Знать имела черепичные кровли и красила здания в красный цвет. Крыша выступала над террасой — энгавой. Веранду (террасу) от комнат разделяли сёдзи — легкие раздвижные экраны из деревянной решетки с рисовой бумагой. Потолок делали из деревянных досок, покрытых лаком. Дерево обычно покрывали черным лаком.

Между потолком и дверью имелась решетка — фрамуга. Окна вечером закрывали ставнями из деревянных панелей. Оконные рамы представляли собой ширмы-решетки, обтянутые промасленной бумагой, пропускающей свет. Татами — покрытие пола из тростника и рисовой соломы светло-зеленого цвета с черной каймой. Полы также застилали циновками. Комнаты казались пустыми и строгими, помещения украшала обшивка стен и потолка светлыми породами древесины и нежная расцветка перегородок и деталей стен.

Мебель делали мягкой, чтобы ее ножки не вдавливались в мягкие покрытия циновок на полу.Японцы не пользовались кроватями, а спали на циновках. Столики были низкие, тонкой работы. Маленькие комоды и небольшие лаковые шкафчики были только у богатых людей. Только знать пользовалась креслами, вышивкой по шелку.лакированными шкатулками, фарфором.Ларчики и шкатулки гравировали и золотили. Для мебели характерна асимметрия, повтор деталей, орнамент и отделка — все это будет использовано уже в XIX веке в мебели стиля модерн.

Основной интерьер заполняли ниши. «Ниша красоты» заполнялась вазой для цветов и статуэтками культового характера.Остальные ниши использовались вместо шкафов и имели раздвижные дверцы и полки. Букеты, заполнявшие ниши, назывались икебана. Другие ниши — токонамы — для свитков живописи и икебаны. Здесь же полки для скульптуры и керамики. Перегородками служили деревянные рамы, обтянутые бумагой. Связь жилья с природой становилась более тесной.

Внутри дома был очаг с деревянной решеткой и одеялом сверху, а глиняная жаровня в особом углублении на полу.

Японцы всегда высоко ценили чистоту. Практически в любом доме была ванная — большая деревянная бочка, где мылись в очень горячей воде.

Японские сады можно разделить на три вида: сад с холмами и водоемами, плоский саде водоемами и островами, плоский «сухой» сад без водоемов. Также японские сады делили на: сады деревьев, сады камней и сады воды. В каждом из них есть все три компонента, но в саду камней — главное искусство их подбора и расположения, а в саду воды — пруды, заводи, ручьи, ключи и водопады.

Средневековые японские сады были двух типов: крупные пейзажные — цу- кияма, и небольшие плоские — хиранива. В пейзажном саду в определенном порядке чередовались различные картины природы — водопады, камни, деревья, цветы и прочее. Плоский сад вычленял из окружающей природы небольшой участок, замкнутый глухой стеной: на него смотрели с одной точки. Компоненты этого сада — камни, галька, мох — имели символическое значение: море, водопад, остров и другие. Создавали и так называемые «сухие сады» без воды, и чайные сады, где центром был чайный павильон с ведущей к нему дорожкой и каменными сосудами для омовения рук.

Сад для чайной церемонии состоял из водоема для умывания, каменного фонаря, колодца, тропинки из камней, то есть всего того, что необходимо для церемонии. Вода считалась символом очищения и незамутненного разума. Островки на воде в садиках имели также символическое значение. Остров черепахи олицетворял долголетие и мудрость. Черепаха в Японии была наиболее почитаемым животным. Остров журавля символизировал мудрость и просветление. К островкам, как правило, перекидывали горбатый мостик. Остров также мог иметь форму сердца и служить символом жизненной энергии и добродетели.

В прудах сажали лотосы — символы чистоты.

В феврале японцы праздновали цветение слив, в марте — праздник цветения персиковых деревьев, а в апреле — вишневых. В мае отмечали цветение глициний, в июне — ириса и пионов. В июле всегда был праздник лотоса. В октябре у японцев праздник хризантем, а в ноябре — клена.