Интерьер в барском доме. Акварель Г. Виллевальде. 1833
Кроме залов, часто очень мило обставлены и передние, и спальни, и лестничные клетки, и другие комнаты. Печи кафельные, белые, с покрывающим их орнаментом зеленого цвета, с гирляндами в венках, с изображениями птиц, корзин цветов. Ампирные печи, печи-вазы, печи-урны, колонны, обелиски, пирамиды. Прекрасная мебель чаще николаевский «ампир».
Грузные, красного дерева диваны, безмерной длины, диваны-самосоны, со спинками прямыми, откидными, пологими, диваны, обитые материей, полосатые, в крупных цветах; кресла удобные и чопорные, точеные с золотой резьбой и простые, но прелестных форм, столы овальные, круглые — сороконожки, каминные экраны с букетами блеклых цветов, люстры как хрустальные фонтаны, грузные из дерева или ажурные из бронзы, но стенам картины, овальные портреты статуэтки в витринах, канделябры, жирандоли, старинные домино, сонетки, подушечки под ноги, для собачек и в случаях счастливых даже старинные обои — по ярко-синему фону черные цветы или роспись — пилястры, ромбы, в них игры вакхические, пляски и процессии. А иногда на стенах сохраняются не только обои, но целые панно, картины — старинной работы».
Кабинет архитектора А. Брюллова в Академии художеств. Акварель Ф. Клагееа. 1835
Интерьер гостиной из альбома Юсуповых. Акварель неизвестного художника. 1830-е гг.
Гостиная в доме Нащокина в Москве. Картина Н. Подклюшникова. 1838
В этих словах присутствует сильно ощущаемый эстетизм. Но тем не менее основные темы и мотивы убранства, характеризовавшие провинциальный дворянский интерьер, отмечены правильно. Для нас, столь сильно отошедших во времени от первой половины XIX века, слова автора книги, лично наблюдавшего описываемые отделки, приобретают, в известной мере, значение первоисточника. Учитывая огромное значение меблировки в определении облика внутренних помещений, мы неоднократно возвращались к этой теме. Тем не менее, завершая главы, связанные с классицизмом, отметим еще некоторые моменты, характеризующие мебель интересующего пас времени.