С КОНЦА XIX в. участок по 15-й линии, 4-6, принадлежал Александровской мужской больнице, которую учредило Германское благотворительное общество. Основные лечебные корпуса были построены в 1880-1890-х гг. И. С. Китнером и А. А. Гимпелем — петербургскими гражданскими инженерами, имевшими немецкие корни. Затем Общество расширило свои владения, присовокупив смежный участок на 16-й линии, 9, где, по проекту Александра Гимпеля, утвержденному 30 марта 1905 г., был сооружен четырехэтажный жилой дом132. Фасад его, с полихромной отделкой и высокими треугольными щипцами, с жесткой проработкой деталей и «готическими» мотивами, восходит к приемам «кирпичного стиля» конца XIX в., которые переведены архитектором на язык модерна.

Фасад асимметричен, объемы сдвинуты по высоте и относительно центра, что подчеркивает подвижность композиции. Облицовка участков поверхности матовым кирпичом (произведен фирмой «Ф. Гольцман и К0» из Франкфурта-на-Майне) выявляет структурный костяк: нижнюю часть, ризалиты, эркер, окна, поля щипцов. Градация теплых оттенков от красно-коричневого к светло-охристому создает эффект вертикальной устремленности, облегчения масс снизу вверх. Цоколь выложен щепой из серого гранита.

Фоновая поверхность стены покрыта серой зернистой штукатуркой, столь распространенной в петербургском модерне. Разновеликие проемы (здесь их более десяти типов) расположены в сложном ритме, а на верхнем этаже проходит неровный ряд узких окон. Два ризалита разной высоты соединены балконом, а левый выступ, дополненный трехгранным эркером, вклинивается своим малым щипцом в угол большого щипца, резко заостряющего силуэт здания. Эти взаимосвязанные объемно-силуэтные элементы формируют непрерывную, динамически напряженную структуру.

Постройка Гимпеля продолжила линию василеостровской неоготики, представленную, в частности, сооружениями в «кирпичном стиле» В. А. Шретера, И. С. Китнера и К. К. Шмидта. В этом же ряду — раннемодерный доходный дом купца П. Я. Прохорова на 3-й линии, 26 (1900-1901, Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримм). Он облицован красным кирпичом, на левой оси — щипец и эркер. В доме Александровской больницы Гимпель подчеркнул динамическую асимметрию, остроту силуэта, резкие сочетания щипцов и выступов. Эти особенности находят аналогии, прежде всего, в немецкой, а также финской архитектуре периода модерна.

Приемы Гимпеля получили преломление в работах архитектора Н. И. Алексеева на Васильевском острове. Они относятся уже к поздней фазе петербургского модерна. В 1912-1913 гг. Николай Алексеев возвел на 8-й линии, 53, шестивысокий остроконечный «готический» щипец рассечен врезающимся в него слева эркером и связан межэтажным карнизом со вторым эркером, опущенным на этаж ниже.

В насыщенной гамме фасада задает тон контраст белого глазурованного кирпича и черного габбро-диа- база. Верхняя граница каменной облицовки проходит почти посередине второго этажа, захватывая обрамлениями окна. Здесь явственно проступают черты «северного» модерна. Тема динамично сочлененных объемов варьируется в доме О. М. Фогта и Б. А. Попова на 12-й линии, 19 (1913-1914)134.

Два асимметрично сдвинутых эркера разной высоты соединены внизу балконом-лоджией и связаны со стреловидным щипцом. Чистота простых, геометризованных объемов и светлых гладкооштукатуренных плоскостей также оттеняется грубофактурными плитами темно-серого габбро в цокольной части. Еще одна стилистически близкая постройка Алексеева — дом Ф. В. Шеффера на 9-й линии, 58 (1911 — 1912)135 — отличается сбалансированной композицией, тяготеющей к симметрии, и вместе с тем — декоративной звучностью отделки. Облицовка красным кабанчиком с поясом филенок явно позаимствованы у Ф. И. Лидваля (дом А. Ф. Циммермана на Каменноостровском пр., 61/2).

На сравнительно узком фасаде доходного дома Л. А. Конради и А. А. Рейнеке на 15-й линии, 48 (1910-1911) помещен только один эркер. Его стрельчатое навершие врезано слева в поле большого щипца. Такая комбинация форм аналогична постройке Гимпеля, но здесь щипцам даны изогнутые очертания. Для обработки нижней части здания Алексеев употребил красный кирпич, а верхней — зеленоватый, причем эти полосы расчленяют этажи по высоте. Особо акцентированы пластика и живописный силуэт щипцов. Каменный руст, штукатурка «внабрызг» и шашечная выкладка кирпича составляют редкую по выразительности, изысканную палитру отделочных материалов.