Ансамбль Регистана своими размерами и регулярностью доминировал в тесной живописной жилой застройке, к сожалению, утраченной в настоящее время. Как уже говорилось выше, с разрушением архитектурного исторического окружения памятник лишился особенностей восприятия.

Отсюда своеобразие задачи при проектировании застройки центра: восстановить масштабный строй среды. В прошлом рядовая застройка города вплотную подступала к ансамблю. Авторский коллектив под руководством Феликса Новикова, получив задание на разработку туристского комплекса в центре города, пошел иным путем, отказавшись от воссоздания или имитации ткани застройки средневековья.

Комплекс с гостиницами на 640 человек значительно отстоит от Регистана, между ними обширная площадь. Архитектура комплекса -это вовсе не рядовая застройка, но монументальный ансамбль, масштабно соотнесенный с Регистаном. Если проводить исторические аналогии, то здесь -традиционный «кош-ансамбль», но уже не отдельных зданий, а целых комплексов. Авторы предложили вполне традиционную трактовку центрального узла города: ось, соединяющая исторический и современный комплексы, пересекает транспортную артерию города, подобно тому как в старину городскую улицу пересекала ось противостоящих фасадами медресе или мечетей.

Прием симметрии доминирует в планировке нового комплекса, развивая тему композиции Регистана.

Падение рельефа вдоль фронта памятника позволило увести под землю транзитный транспорт и подъезды и создать открытую пешеходную связь нового туристского комплекса с исторической площадью, которая по замыслу авторов может быть композиционным ядром обширного пространства центра города. Понижение участка террасами в сторону памятника подсказало и принцип развертывания композиции вокруг главной оси -прием, характерный для парадных дворцовых ансамблей Востока.

При общем пространственном равновесии комплекса и исторического ансамбля в масштабах города тем не менее очевидно стремление современных зодчих выявить главенство на площади исторического памятника. Поэтому по мере приближения к нему высота корпусов гостиницы понижается, они заглублены на этаж и выведены на уровень площади Регистан. Это своеобразный жест уважения к наследию. Однако несмотря на понижение высот, очевидна монументальность и представительность новой архитектуры, которая достигается традиционным приемом: на фасаде, обращенном к Регистану, преобладает глухая поверхность стены. Ее венчает лишь этаж-фриз апартаментов гостиницы, создающий впечатление горизонтального орнаментального акцента -завершения плоскости. Контраст с живописной поверхностью стен медресе составляет монохромное единство нового комплекса, задуманного в кирпиче.

В архитектурном решении авторы избежали прямых цитат и стилизации. Кирпичная стена и арка — ведущие мотивы. При этом нет типичных для Востока стрельчатых контуров, напротив, арки пологи.

Архитектура комплекса, передавая местный азиатский колорит, обнаруживает в своей стилистике влияние европейских школ зодчества. Здесь ощущается монументальность архитектуры Луиса Кана в работах для стран Востока и одновременно прочитываются классицистические мотивы Миса ван дер Роэ с его иррациональным пристрастием к осевым симметричным схемам. Подобный синтез закономерен и неизбежен в современной практике.

Развивая уже найденное и наследуемое в профессии, авторам нового комплекса удалось, однако, выразить свое оригинальное прочтение проектного задания в контексте традиций места. Например, структурная плита солнцезащиты — форма вовсе не традиционная, но геометрия ее светотени на гладкой поверхности стены напоминает издревле знакомую на Востоке деревянную решетку «панджару», которая защищала проемы окон и айваны от солнечного перегрева.

Зодчими разработаны формы, рождающие исторические и местные ассоциации, например, «телескопический» прием солнцезащитного покрытия центрических общественных пространств во дворах комплекса.

Здесь в ярусах бетонных полуарок можно усмотреть приемы кладки традиционных «парусов» (угловых конструкций куполов) либо причудливые арабески прозрачных крон раскидистых чинар, которые по обычаю росли на общественных площадях у водоемов.

По главной оси, оставляя за спиной Регистан, через высокий арочный портал можно пройти в помещение вестибюля и далее в другие центричные восьмигранные пространства зрительный зал, ресторан и т. д.
В Самарканде монументальный характер, масштаб исторического ансамбля предопределил путь решения современной задачи; в Бухаре, по существу, масштабный строй сооружений туристского комплекса также задан историческим памятником. Но здесь памятник — немногие фрагменты городской торговой улицы, традиционная рядовая застройка, о масштабе и ритме которой дают представление сохранившиеся сооружения, в основном, торговые пассажи.

Поэтому проектное предложение для Бухары — это новая современная вариация на тему исторической среды центра города.

Традиционная застройка — единый массив глинобитных сооружений с сетью извилистых улиц и переулков и редкими акцентами площадей. На перекрестках улиц, как правило, ставили торговые купола, или пассажи. Некоторые из них сохранились на подступах к ансамблю мечети Калян; ближайший — торговый купол таки Заргарон, затем -Абдуллахана и, наконец, таки Тиль-пак-Фурушон. На этом участке, позади медресе Мири-араб, предстояло реконструировать городскую жизнь, оживить древнюю улицу города, со временем превратившуюся почти в трущобы. Новая улица, идущая по руслу старой, включает сохранившиеся памятники рядовой застройки в общий рисунок композиции.

Туристский комплекс рассчитан на 420 мест. Его небольшие объемы помогают выявить интерьерный характер застройки: она ориентирована вовнутрь в пространство улицы.