Аналогии в приемах орнаментальных и архитектурных построений, общность приемов оформления пространства и плоскости роднят средневековых строителей и орнаменталистов в методах работы. Вращения, переносы, зеркальные отражения, преобразования подобия и сетки по существу исчерпывают арсенал традиционных приемов композиции как в орнаменте, так и в архитектуре азиатского средневековья. В графическом построении доминирует центральная ось симметрии, сопровождаемая, как правило, темой ритма-метра.

Переносная симметрия или чередование, повтор одного и того же сюжета, будь то арка, купол, пилон и т. д., опознается и в пластике стен, и в декоре, и в размещении объемов. Таковы в общих чертах особенности геометрии строительного канона, которые помогают понять и роль орнамента как выразительного элемента.

К орнаментальным построениям в конечном счете сводится не только начертание всех архитектурных проекций, но и самое восприятие объемной формы, которое во многом зависит от симметрии декора ее поверхности.

В архитектурных ансамблях Средней Азии многократно отмечались живописность, согласованность с окружающей застройкой, эмоциональная выразительность. В их композиционном многообразии выявлены три основные схемы расположения зданий: на одной оси, параллельно друг другу или на двух взаимно перпендикулярных осях.

Но размещение зданий соответственно этим схемам еще не создает ансамбля как гармоничного единства компонентов.

Подчиняются ли вариации основных схем, дающие неповторимость каждому памятнику, каким-либо правилам или они всего лишь результат художественной интуиции зодчих прошлого?

Графический анализ планов помогает выявить приемы согласования сооружений, а также способы привязки зданий, вводимых в ранее существовавшую застройку.

Почти все известные ансамбли Средней Азии слагались разновременно. На месте ветхих сооружений возводились новые монументальные. При этом наблюдается сохранение и закрепление первоначальной планировочной идеи. Это обстоятельство принципиально важно, поскольку осмысление наследуемых при перестройке и расширении ансамблей приемов архитектурной композиции раскрывает способы сохранения единства, целостности -тех качеств, которые входят в понятие архитектурного ансамбля как произведения искусства.

Рассмотрим планы наиболее известных ансамблей Бухары и Самарканда. Начнем с ансамблей типа «кош». Здания расположены на одной оси и обращены друг к другу фасадами. Как правило, по такой схеме ставили здания, фланкирующие русло улицы или дороги. Бухарский ансамбль мечети Калян включает мечеть, построенную в 1514 г., минарет XII в. и медресе Мириараб, сооруженное в 1535 г.

Принцип подобия: выявление центра

Главные порталы мечети и медресе ориентированы на небольшую площадь, которую отличает от других площадей подобного типа в Бухаре та особенность, что улица проходит не вдоль нее, а по короткой северной стороне площади, образуя глубокий карман. Хотя ансамбль складывался исторически, зодчие учитывали закономерности существовавших ранее построек. Об этом свидетельствуют размерные соотношения и планов, и высот, входящих в ансамбль сооружений.

Привязка плана медресе к сооруженным ранее минарету и мечети происходит в несколько этапов. План будущего сооружения обычно размечался на участке с помощью кольев и шнура, поэтому нетрудно проследить закономерности, как бы «прощупывая» рисунок плана циркулем.

Первый этап — определение на основной продольной оси положения точки О -композиционного центра последующих построений. Оно не случайно и в каждом случае предопределено конкретной ситуацией или реальной возможностью промера шнуром. Здесь положение точки О задается пересечением оси перпендикуляром, проходящим через центр минарета.

Второй этап -из этой точки засечками на оси размечаются основные оси и контуры возводимого здания. Причем за радиус принимается расстояние до какого-либо «узла» им может служить угол существующего здания, точка пересечения осей и т. д. Так радиусом г (расстояние до внутренней стены главной ниши мечети) устанавливается граница платформы перед фасадом Мири-араб. Радиусом R (расстояние от точки О до минарета) намечается линия фасада или западный контур здания медресе. Из точки О размечаются также основные поперечные оси медресе IV и III. На оси IV располагаются купольные помещения, ось III определяет центр двора и является его осью симметрии. Обе оси по отношению к центру построений лежат зеркально симметрично соответствующим поперечным осям мечети. Продольные и поперечные оси купольных помещений играют значительную роль в начертании планов. Это тем более важно, что сами купола формируют объемно-пластический образ практически всех типов монументальных сооружений Средней Азии.

Тем же радиусом, что дает положение оси IV, засекаются наружные углы медресе по линии главного фасада. Дальнейшие построения опираются на полученные точки пересечения. Например, из точки а радиусом, равным ширине платформы, размечаются продольные оси купольных помещений. Из центра двора радиусом, заданным расстоянием между осями IV и III, находим линию заднего фасада медресе.

Характер привязки показывает органичную связь всех сооружений ансамбля, которая осуществляется через композиционный центр -точку О, из которой как бы развертывается в центробежном движении вся система построений с помощью засечек. Опорой служат параметры существующих сооружений.

Схема «кош» принята и в ансамбле двух медресе Улугбека (XV в.) и Абдулазисхана (XVII в.) в Бухаре. Композиция расположенных на одной оси объемов в целом воспринимается как замкнутая, статичная, Это качество, характерное для всех ансамблей «кош», достигается самой постановкой зданий.

Традиции симметрии в архитектуре
Традиции симметрии в архитектуре