Углы здания закреплены круглыми гульда- ста, не превышающими высотой стены. Стройный минарет 1127 г., стоящий у юго- восточного угла мечети, дополняет ансамбль.

В первой половине XV в. продолжается строительство мавзолеев с куполом на арочных и на балочных парусах. В первых—мастера повторяли планировку и структуру сооружений рубежа XIV—XV вв. Таков мавзолей Гумбази-Сейидан в Шахри- сябзе. Уникальны орнаментальные росписи его интерьера, выполненные в основном синей краской по белому грунту. Несложные узоры написаны свободно от руки тонкой кистью в графической манере, характерной для первой половины XV в. Кое-где они оживлены точками твореного золота, а в орнаментах на куполе введен еще дополнительно красный цвет, как и в мечети Кок-Гумбаз.

В мавзолеях с куполом на балочных парусах все сильнее проявляется тенденция к стройности пропорций и в силуэте, и в интерьере. Особенно это заметно в усыпальнице Казы-заде-Руми в некрополе Шахи-Зинда, где высота внутри в 2,5 раза превышает поперечник. Мавзолей состоит из двух купольных зданий, поставленных рядом по оси север — юг и сообщающихся между собой, — миниатюрной гурханы (усыпальница) с закрытым склепом и зи- аратханы (помещение для поминального обряда).

Зодчие добились большой выразительности силуэта, при одной композиционной схеме каждое из зданий наделено уникальными чертами; они разнятся своей массой, высотой, пропорциями. Массивная большая зиаратхана противопоставлена изысканному объему гурханы. Мавзолей эффектно поставлен на склоне холма Афрасиаб и рассчитан на обозрение в разных ракурсах, его купола видны издали.

Интерьеры этого сооружения тоже как бы противопоставляются друг другу. Просторная, высокая зиаратхана с величественными широкими нишами на осях здания контрастирует с камерной уютной гурха- ной, необычайно утонченной по пропорциям и убранству. Весь верх гурханы (стены, ниши, купол) заполнен изящными мелкими •сталактитами с очень сложным и глубоким рельефом. Игра света и тени делает купол сказочно легким, парящим в воздухе. Внизу стены обрамлены, панелью из мелких бирюзовых плиток, а выше все плоскости покрыты кружевом мелкой синей росписи по белому ганчевому грунту. Простые ее узоры — сетки из шестиугольников, спирали, звезды, равноконечные кресты, небольшие деревца — исполнены в графической манере. Они органично сливаются с архитектурой интерьера. Оживляя белые плоскости, лишая их сухости, росписи придают интерьеру гурханы легкость и красоту.