В 1399—1404 гг. в Самарканде после похода Тимура в Индию, принесшего богатую добычу, была построена соборная мечеть, ныне известная как мечеть Биби-ханым. Громадным сооружением (площадь 83X62 м) правитель отметил свой военный триумф. Мощный высокий входной портал с аркой пролетом в 18,8 м вел в огромный двор, обстроенный по периметру многокупольными галереями на цилиндрических каменных колоннах, украшенных резьбой; на противоположном от входа конце возвышалось величественное главное здание мечети, высота которого достигала 44 м, а два поменьше располагались на поперечной оси двора; четыре высоких стройных минарета закрепляли углы сооружения. Глазурованная облицовка покрывала фасады, особенно пышно были украшены порталы мозаикой и резными мраморными вставками. Над созданием мечети трудились мастера, вывезенные Тимуром из разных стран; так, щипцовая стена входного портала была облицована мрамором азербайджанцами.
Архитектурная схема всех зданий мечети одинакова: на массивный квадратный объем поставлен несколько меньший по размерам четверик; четверик завершен цилиндрическим барабаном со сферическим внешним куполом, облицованным бирюзовыми изразцами; входной проем оформлен порталом. Портал главного здания сильно развит; он фланкирован гранеными башен- ками-гульдаста и превращен в самостоятельный объем, как бы приставленный к фасаду. Для архитектуры интерьеров характерно четкое членение на ярусы— стены, паруса и купол. Великолепно их убранство. Бирюзово-синие майолики и мозаики сменялись в интерьерах сине-золотыми орнаментальными росписями, сплошь покрывавшими все плоскости.
В главном здании панель (не сохранилась) была из мрамора, в орнаментальных росписях на стенах большое место занимали наряду с растительными стилизованными узорами геометрические мотивы. Основные орнаменты росписей были заглублены в ганчевом грунте и вызолочены, а фон сплошь залит ультрамарином или заполнен мелкими синими спиралями. На куполе и парусном ярусе золоченые орнаменты выполнялись в рельефе из папье-маше. Больше использовались растительные мотивы: переплетаю
щиеся стебли поднимались от низа купола к его вершине. В боковых малых зданиях в росписях интерьера преобладают- геометрические узоры. Там нет папье-маше, так как оно могло применяться лишь на большой высоте, а’для вызолоченных орнаментов использовалась техника заглубления в грунте, а также небольшие ган- чевые налепы.
Несмотря на большое разрушение, мечеть и сейчас производит огромное впечатление выразительностью грандиозных архитектурных массивов, красотой силуэта, простором интерьеров, блеском и насыщенностью изразцового и живописного декора.
Мечеть Биби-ханым оказала определенное влияние на структуру и планировку соборных мечетей, строившихся в XV в. в Мавераннахре, — Кок- Гумбаз в Шахрисябзе и Калян Бухаре.
В 1404 г. было начато строительство мавзолея для внука Тимура — Мухаммед- Султана, ставшего усыпальницей самого основателя династии, а затем и его преемников. Ныне мавзолей известен под названием Гури-Эмир. Мавзолей был поставлен на юге уже существовавшего комплекса, выстроенного в конце XIV в. Он состоял из медресе Мухаммед-Султана с востока и ханака с запада, обращенных главными фасадами в квадратный двор, огражденный стенами с минаретами по углам и входным порталом с севера.
Мавзолей уникален по своей объемной композиции: на восьмигранном основании стоит высокий цилиндрический барабан с сильно вытянутым ребристым стрельчатым внешним куполом. Внутри мавзолей квадратный в плане, с глубокими и широкими нишами по осям здания. Переход к куполу осуществлен с помощью арочных парусов и треугольных вогнутых плоскостей, подобных щитовидным парусам. Внутренний сфероконический купол гораздо ниже внешнего.
Строители учли работу конструкций этого здания: поскольку при арочных парусах углы кубического объема, весьма массивные из-за толщи стен, не несут нагрузки, мастера сочли возможным срезать их, придав внешнему объему вид восьмигранника. Под полом мавзолея находится перекрытый очень плоским вальмовым куполом склеп, крестовый в плане, благодаря четырем глубоким нишам.
В первой половине XV в., во время правления Улугбека, в мавзолее проводились большие работы. Северный портал перестроили; с восточной стороны, куда перенесли вход, возвели низкую купольную галерею, украшенную внутри росписями в манере того времени. Подобная галерея (от нее сохранились лишь руины) была и с юга, а с запада уцелели лишь стены и свод ниши какого-то, судя по раскрытым в 1963—1964 гг. фундаментам четырех мощных пилонов, грандиозного квадратного зала.
Восьмигранник мавзолея облицован, так же как и другие сооружения того времени, шлифованным обожженным кирпичом, на фоне которого из синих и бирюзовых изразцов выложена геометрическая сетка и куфические надписи. Барабан украшен белосиними надписями, а купол — геометрическим орнаментом. Величественный бирюзовый купол мавзолея имел определяющее значение не только в силуэте ансамбля, но и всего города с его одно- и двухэтажной застройкой; на мавзолей открывались некоторые улицы, шедшие от центральной площади Регистан.
Торжественен интерьер мавзолея, сплошь покрытый росписями. Как и внешнему объему, ему приданы вытянутые пропорции, подчеркивающие его высоту. Архитектура интерьера собрана и четка — стены, прорезанные до верха стрельчатыми нишами, выглядят мощными и стройными пилонами, держащими паруса, на которые опирается купол. Декор неразрывно связан с архитектурой. Низ стен опоясан панелью из желтовато-зеленоватого мрамора, а над ней — надписью и сталактитовым карнизом из мрамора, зрительно создающими прочную основу находящимся выше росписям. Угловые участки смежных стен украшены огромной композицией крупного геометрического орнамента, что еще больше способствует восприятию их как мощных устоев.
Для верхних частей интерьера использованы более изящные орнаменты, зрительно облегчавшие перекрытие. Переплетавшиеся золотые стебли, поднимаясь от низа купола, сбегались к его вершине. Они лежали на легком, как бы воздушном голубом фоне, образованном тысячами мелких ультрамариновых спиралей, нанесенных на белый грунт. Подоснова для золоченых орнаментов выполнена в разной технике—’ из папье-маше, слегка заглублена в грунте, отлита из ганча и оклеена бумагой. В нарядном и торжественном помещении господствовала сине-золотая гамма. Дневной свет смягчался, проходя сквозь цветные остекления решеток окон; светильники и лампионы, спускавшиеся из центра купола и по углам, наполняли интерьер мягким светом, в котором мерцали золотые орнаменты.
С общим великолепием интерьера прекрасно сочетаются каменные надгробия на полу и окружающая их резная решетчатая ограда из мрамора цвета слоновой кости. Она, как и надгробие Тимура из темно-зеленого нефрита, была поставлена Улугбеком впоследствии, но настолько слилась с художественным обликом интерьера, что сейчас Гури-Эмир немыслим без них.
В первые годы XV в. в Самарканде были выстроены мавзолеи с куполами на балочных парусах — Туман-ака в некрополе Шахи-Зинда и Биби-ханым, который входил в комплекс медресе и до нас дошел сильно разрушенным.
Мавзолей Туман-ака (1405 г.) —небольшой по размерам, как и другие здания ансамбля Шахи-Зинда. Внешний его объем очень лаконичен: четверик, на который поставлен высокий цилиндрический барабан со сфероконическим бирюзовым куполом. Главный западный фасад занимает развитый портал, облицованный майоликовой мозаикой. С юга к мавзолею примыкает небольшая прямоугольная в плане мечеть, перекрытая тремя куполами на параллельных арках и полуарках. У мавзолея Биби-ханым северо-и юго-восточные углы четверика, по типу Гури- Эмира, срезаны до восьмигранника. В обоих зданиях заметна тенденция к вытянутости пропорций как во внешнем облике, так и в интерьере, где она достигается увеличением высоты стен. Балочные паруса и своды ниш закрыты декоративными, лепными из ганча сталактитами, очень сложными и изящными, образующими красивый плавный переход от квадратного плана к окружности купола.
Интерьеры обоих мавзолеев украшены росписью и изразцовыми панелями. Для росписи использованы растительные мотивы — сильно стилизованные изображения деревьев, кустов, орнаментальные композиции, гирихи. Золоченые орнаменты предварительно либо углублялись в грунте, либо отливались из ганча и оклеивались бумагой. В мавзолее Биби-ханым встречаются также несколько графические по манере исполнения простые орнаменты — звезды, равноконечные кресты, точки синего цвета на белом ганчевом грунте. Эти росписи в первой половине XV в. займут все интерьеры.
В монументальном зодчестве первой половины XV в. заметен некоторый отход от гигантомании.. Ему свойственна большая гармоничность отдельных архитектурных объемов и форм сооружений, пропорций, изысканность внешнего декора и интерьеров. В убранстве портальных ниш, дворовых фасадов преобладают майоликовые мозаики, иногда в сочетании с изящными резными мраморными вставками. Из росписей исчезает позолота, акцент делается на тонкой и четкой прорисовке красивых орнаментов.
Мечеть Кок-Гумбаз, названная так за бирюзовый купол (ныне обрушившийся), построена в 1435 г. в г. Шахрисябзе. Архитектурными формами она напоминает главное здание Биби-ханым, но гораздо скромнее его по масштабу. Интерьер мечети квадратный в плане, с нишами на осях; купол опирается на арочные и щитовидные паруса. Три стрельчатых проема в северной и южной стенах соединяли мечеть с расположенными по этим сторонам купольными галереями. От декора сохранились лишь фрагменты изразцовой мозаики на фасадах и сине-красных медальонов росписи купола в интерьере.
Общая композиция плана мечети Биби- ханым до некоторой степени повторяется в мечети Калян в Бухаре (первая половина XV в.), с той лишь разницей, что на поперечной оси здесь расположены со стороны двора невысокие порталы боковых входов, а 228 куполов галереи через арки опираются на массивные, квадратные столбы.
Главное здание, квадратное в плане, с нишами на осях, покрыто двойным куполом, переход к которому осуществлен через ярус арочных парусов и 16-гранник, так же как в мавзолее Эмир-заде и Ширин-бика- ака. Внешний купол, облицованный бирюзовыми изразцами, поднят на цилиндрический барабан.
Фасады были покрыты изразцовой, а порталы майоликовой мозаикой; в главном здании в 1963 г. вскрыта панель из бирюзовых шестиугольных плиток.
Выразителен силуэт мечети, построенный на противопоставлении низких, большой протяженности фасадов галерей, высокого, но массивного купола и уравновешивающего его объема входного портала.