Дворцы с садами строил и Улугбек. Обширный и, очевидно, самый великолепный Баги-Майдан находился вблизи обсерватории у возвышенности Чупан-ата. Посреди сада был выстроен двухэтажный дворец Чиль-Сутун, фланкированный четырьмя башнями с лестницами. Перекрытие залов и открытых айванов второго этажа поддерживалось каменными колоннами. Рядом с этим дворцом был разбит сад «Багча» с беседкой «Чини- хана». Беседка получила свое название от панели, сделанной из подлинных китайских фарфоровых плиток с синей росписью и местных имитаций их на кашинном черепке.

В провинции в XV в. местные феодалы сооружали более скромные резиденции. Примером могут служить руины двухэтажного дворца в Абдул- ла-хан-кале в Мерве, возведенного из сырцового кирпича. Он был прямоугольным в плане и включал комплекс хозяйственных построек.

О монументальных гражданских постройках времени Тимура, кроме дворцов и торгового Тима, пока ничего неизвестно. При Улугбеке же было сооружено несколько крупных зданий различного назначения; ни одно из них не сохранилось. На Регистане около медресе были построены так называемые бани Мирзы с полом из различных пород камня.

Самая интересная из гражданских построек Улугбека — обсерватория, свидетельствующая о высоком уровне науки и культуры того времени, от которой теперь сохранились лишь подземная часть секстанта да фундаменты, вскрытые археологами. Здание было трехэтажное, круглое в плане, с радиусом больше 40 ж. Здесь были созданы знаменитые астрономические «Тургановы таблицы», которыми пользовались на Востоке и Западе вплоть до XVIII в.

Развитая торговля требовала продолжения строительства в городах караван-сараев и на дорогах — раба- тов. Но на территории Средней Азии их остатков пока не обнаружено.

В областях, где был недостаток речной воды, сооружались крытые куполом резервуары для хранения атмосферной воды — сардоба, например сардоба середины XV в. в центре крепости Анау с максимальной вместимостью 200 тыс. литров воды.

В Мерве, между Абдулла-хан-калой и древним городом, обнаружены снегохранилища-ледники — огромные, почти конические купола из сырцового кирпича, поставленные прямо на землю. Такой тип ледников обычен для Хорасана.

В силу лучшей сохранности культовые и мемориальные сооружения более ярко характеризуют развитие монументального стиля архитектуры конца XIV—XV вв. Если мавзолей Туркан-ака и Эмир-заде, построенные в первые годы правления Тимура, еще целиком повторяют архитектурные формы и конструктивное решение своих предшественников XIII — начала XIVвв., то в мавзолее Ширин-бика-ака, построенном в некрополе Шахи-Зинда в 1385 г. для сестры Тимура, проявились новые тенденции. Мавзолей по размерам и структуре приближается к мавзолею Эмир- заде, но у него уже двойной купол, поднятый на 16-гранный барабан. Для декора портала (остальные фасады оставлены в простой кирпичной кладке) и барабана впервые в Самарканде применена майоликовая мозаика с тонким растительным орнаментом.

Интерьер украшают стенные росписи и панель из изразцов, расписанных поверх глазури изящными золотыми узорами. Росписи были выполнены в синезолотой гамме. В основном это орнаментальные композиции, в которых использованы сильно стилизованные растительные мотивы. Исключение составляют панно на стенах с изображением стилизованных пейзажей с сороками, нарисованными вполне реалистично. Четыре окна в подкупольном барабане были забраны узорными ганче- выми решетками с красными, синими, оранжевыми, зелеными и бесцветными стеклами.

Наряду с отдельными мавзолеями, такими как Бурундука в Шахи-Зинда и Ру- хабад (конец XIV в.), строились грандиозные царские усыпальницы. В Шахрисябзе был создан комплекс — Доруссиадат. О его размерах дает представление сохранившийся величественный пилон входного портала, в который встроен купольный мавзолей сына Тимура Джехангира. Высокий четверик гробницы завершен конусообразным куполом на ребристом барабане. В строительстве мавзолея, так же как и шахрисябского Ак-Сарая, очевидно, принимали участие хорезмские мастера, чем и объясняется необычная для Самарканда и Бухары форма покрытия. Однако интерьер усыпальницы выдержан в местном стиле. Тромпы, заполненные перспективными ароч- ками, и ячеистые паруса, создающие переход к куполу, закрыты пышными декоративными сталактитами, от которых начинался ганчевый внутренний купол. Стены и сталактиты покрывала роспись с преобладавшим вызолоченным орнаментом на ультрамариновом фоне.

На главной продольной оси комплекса, в противоположном от входа конце, размещалась усыпальница, предназначенная для Тимура. От нее сохранился лишь облицованный мрамором склеп, перекрытый низким куполом из каменных плит, и мраморный саркофаг.

В 1389—1399 гг. в городе Туркестане был построен мавзолей-мечеть Ходжа Ахмеда Ясеви. Стремясь привлечь на свою сторону кочевых узбеков и укрепить мусульманство в их среде, Тимур возвел это грандиозное здание, посвященное почитаемому местному святому.

Прямоугольное в плане, оно ориентировано по оси север — юг, на которой за входным порталом расположены центральный купольный зал — казанлык, где стоял ритуальный бронзовый котел (казан) и гурхана. По сторонам находятся мечеть и большой ак-сарай, а возле казанлыка, в портальной части, — такие помещения, как библиотека, кухня и др.

За мощным, хотя и незаконченным в верхней части, порталом, занимающим весь южный фасад, возвышается кубический объем казанлыка с громадным куполом, а за ним — меньшие купола мавзолея и мечети. Масштабность здания подчеркивается также крупным геометрическим и эпиграфическим орнаментом из изразцовой мозаики на фасадах.

Разнообразны конструкции купольных покрытий. Величественный купол казанлыка (диаметр 18 м) опирается на балки в углах четверика, купол гурханы — на арочные паруса, а в прямоугольных мечети и большом ак-сарае — на систему параллельных арок и полуарок.

В качестве декора широко использованы сложные лепные сталактиты, сплошь заполняющие купола казанлыка, мечети, паруса гурханы, изразцовые панели и росписи в сине-золотой гамме в интерьерах гурханы и мечети.