Особняком в зодчестве Самарканда первой половины XV в. стоит небольшой мавзолей «Восьмигранник» в некрополе Шахи- Зинда. Стрельчатые проемы во всех стенах придают зданию вид ротонды. Мавзолей очень удачно вписан в ансамбль средней группы. Его архитектурные формы не характерны для самаркандского зодчества, а близки мавзолеям Азербайджана и Хорезма башенного типа. Однако декор — изразцовые мозаики и роспись купола внутри — выдержан в характерном для того времени местном стиле.

К началу XV в. сложился среднеазиатский тип медресе с большим двором, по периметру которого расположены в два этажа худжры, а на осях — сводчатые айваны; в угловых частях главного фасада обычно помещаются мечеть и дарсхана. Вход во двор оформляет портал, а углы здания закрепляют минареты.

Улугбек, проявлявший заботу о повышении уровня науки в стране, построил три медресе — в Бухаре (1418 г.), Самарканде (1417—1420 гг.) и Гиждуване (1437 г.), в которых сохранена эта схема. Особенность бухарского медресе составляет своеобразное решение главного фасада как двухъярусных арочных лоджий, соответствующих находящимся за ними худжрам. Такая трактовка главного фасада станет распространенной в XVI и XVII вв.

Самым большим было медресе в Самарканде, обращенное главным фасадом на центральную площадь — Регистан. По своим размерам оно не уступает постройкам Тимура, но отличается от их тяжеловесно

сти необычайно стройными пропорциями. Были йайдены выразительные архитектурные формы медресе, масштабность, которая дает возможность почувствовать простор площади и ощутить грандиозность сооружения, замыкающего ее с запада.

Медресе с высоко поднимающимися четырьмя куполами и минаретами играло важную роль в создании городского силуэта.

Наряден декор главного портала: витые жгуты из расписной майолики фланкируют его, стены портальной ниши покрыты тонкими мозаичными наборами в сочетании с резными мраморными вставками; громадные тимпаны были украшены звездчатым гирихом, плетения которого выполнены бирюзовыми изразцами, а фигуры — из мозаики и резного мрамора. По мнению некоторых исследователей, на тимпанах символически изображено звездное небо — дань увлечению Улугбека астрономией. Боковые фасады и минареты облицованы изразцовой мозаикой — крупной геометрической сеткой и религиозными куфическими надписями из синих и бирюзовых кирпичей.

Если крупный геометрический орнамент наружных фасадов подчеркивал монументальность здания, то дворовые фасады решены иначе. Членение их представляет собой как бы уплощенную схему находящихся за ними помещений — двухэтажные аркады стрельчатых ниш, соответствующих ширине худжр, окружали двор. Только по осям их ритм перебивался порталами ай- ванов. Гармония пропорций почти квадратного двора и относительно мелкого членения фасадов, соразмерного человеческому росту, придала архитектуре двора характер камерности. В декоре дворовых фасадов преобладает тонкая майоликовая мозаика, в основном с растительными узорами, мраморные панели со вставками из бирюзовой глазури.

Особенность планировки медресе — устройство дополнительных боковых входов во двор и расположение мечети с запада, а четырех дарсхана в углах здания. Купольные покрытия дарсхана, квадратных в плане, с «очень широкими нишами по осям, очевидно, опирались на балочные паруса.

Сильно вытянутая по оси север — юг прямоугольная мечеть (22 X 8 м) с нишами (7 X 2,5 м) в торцовых стенах делилась четырьмя поперечными арками на пять частей, каждая из которых перекрывалась купонами на параллельных арках и полуарках. Эта конструкция, примененная еще раньше в мечети Туман-ака, большом ак- сарае Ахмеда-Ясеви, здесь более развита и использована единственный раз в зодчестве Средней Азии для большого, сильно вытянутого интерьера. Позже она применена в зимней мечети медресе Улугбека в Гиждуване, но так же, как и в зданиях, построенных на рубеже XIV—XV вв., при трехчастном членении плана.

Интерьеры медресе в Самарканде украшены синими росписями, исполненными в характерной для того времени манере; они подобны стенописям Гумбази-Сейидан и галереи 1424 г. у мавзолея Гури-Эмир. Их остатки сохранились в крь!тых проходах во двор из главного портала, в юго-восточной дарсхане и мечети.

В середине XV в. на возвышенности Чу- пан-ата под Самаркандом было выстроено небольшое купольное здание, которое в научной литературе получило название мавзолея, очевидно, за свой внешний облик,’ хотя захоронений в нем не обнаружено. Некоторые исследователи предполагают, что это был охотничий павильон Улугбека. Сооружение представляет огромный интерес потому, что в нем впервые в Мавераннахре для возведения купола была применена конструкция четырех взаимно перекрещивающихся арок и система щитовидных парусов. На вершины арок опирается цилиндрический барабан с куполом. План интерьера, отражая специфику новых конструкций, получает вид равноконечного креста благодаря глубоким нишам.

Новые конструкции несколько изменили и объемную композицию здания: четверик становится более приземистым, над ним возвышаются верхняя часть никак не замаскированных мощных арок и завершающий барабан с куполом. Интерьер покрыт простой ганчевой штукатуркой. Мавзолей Чу- пан-ата открывает новую страницу в истории зодчества Средней Азии. В мавзолеях Самарканда второй половины XV в. — Иш- ратхане и Ак-Сарае — зодчие продолжают, развивают и совершенствуют новую конструктивную систему.