Разрабатывая проекты небольших, окруженных крепостными стенами городов, некоторые архитекторы сохраняют в основном их планировочную заменяя в то же время большую часть старой жилой В городах, где наряду с основным композиционным элементом исторического центра уцелела и значительная часть рядовой архитекторы и в последних проектах считают возможным композиционно подвязывать новые сооружения к сложившемуся ансамблю. Таковы проекты городских центров городов и Эйленбурга.

В центре одной из длинных сторон прямоугольной центральной площади расположена церковь с высокой башней. Старая забойка площади состоит из трехэтажных жилых домов. Проектируя новые сооружения на этой площади (жилые дома, здание местного совета, гостиница и др.), арх. К. Меле тактично включил их в сложившийся ансамбль. Он достиг этого, не прибегая к стилизации, сохранив общую этажность застройки и применив в новых домах высокие черепичные кровли. Таким же путем шли и авторы проекта центра Эйленбурга (К. X. Зуммер, Ф. Г. Ван Нор-ден, В. Бекер, Г. Вальтер), согласно которому предполагалось восстановить старую застройку, включив в нее ряд новых зданий.

Однако такой подход к сочетанию старой и новой центров городов ГДР служат нейтральным фоном для старой — не типичен для последних лет и объясняется, как правило, не нарушить почти полностью сохранившийся целостный исторический ансамбль. Чаще же архитекторы прибегают к контрастному сопоставлению старой и новой застройки. Если в первой половине 1950-х годов и делались попытки хотя бы отчасти стилизовать новую жилую застройку центральных районов городов, придать ей «местный» колорит (Лангештрассе в Ростоке), то в последние годы от этого совершенно отказались. Другое дело, когда речь идет о центральных районов таких городов, где эта застройка сохранилась.