В начале XIX в. очень модны были интимные музыкальные вечера с близкими друзьями — послушать новый романс или пьесу, поэтому распространилось фортепиано. В начале XIX в. была популярна клавишная арфа — клавицитериум с вертикально расположенными струнами, корпус был выполнен из красного или орехового дерева. Он опирался на ножки-грифоны. В гостиной в период ампира появился рояль: здесь музицировали, устраивали чтения, сплетничали и обменивались новостями.

Большое место в убранстве отводили камерной скульптуре, вазам, «зимним садам» и оранжереям. Появились специальные подставки для цветов — жардиньерки. В начале XIX в. были чрезвычайно популярны цветущие кусты. Плющи, жасмин, вьюнки часто украшали гостиные и создавали уют в отдельных уголках залов. Комнатные растения расставляли в вазах.

Каменные вазы делали из яшмы, мрамора, малахита, камень часто сочетали с бронзой. В период ампира широко распространились предметы из бронзы — настольные часы, письменные приборы, фарфоровые вазы в виде кратеров и амфор. В фарфоровых изделиях использовалась позолота в сочетании с изображениями цветов, архитектурных мотивов, пейзажей. Появился свинцовый хрусталь. Граненые изделия отличались гармонией пропорций и холодной монументальностью.

Для часов были характерны сюжеты патриотического плана. Популярными были часы с изображением Минина и Пожарского (со знаменитого памятника). Часы украшались воинской атрибутикой. Из бронзы делали каминные и настольные часы, где механизм находился внутри бронзового футляра. На часах изображали античных богов и богинь, воинов, героев. Они покоились на таком же строгом бронзовом постаменте, украшенном орнаментом из розеток, пальметок, или фигур. Часы в основном выписывали из Франции. Особо популярны были каминные часы со звоном. По сторонам часов обычно ставили два бронзовых канделябра в виде фигур египтянок или амуров, или мужчин и женщин в античных одеждах, держащих ветки с чашечками для свечей.

Для парадных помещений часто использовали и бронзовые торшеры — тоже светильники, но высокие, в виде античных фигур, ставившиеся на пол. С начала XIX в. вошли в моду и люстры из бронзы, сменившие люстры из хрусталя. Они были подобны плоским чашам из темной, патинированной бронзы с золочеными рожками, имитирующими форму античных светильников. Особо модна была в начале XIX в. патинированная бронза с чеканным декором из золоченой бронзы. К началу XIX в. восторжествовали формы люстр, напоминающие ажурные золотые круглые корзины. Бронзовыми или фарфоровыми были и небольшие подсвечники у постели.

В первой половине XIX в. хрустальный убор осветительных приборов уступил место бронзе, ставшей основным материалом. Конструкции люстр приобрели четкость. Бронзовые части получили необычайно тонкую художественную обработку с привлечением классического орнамента. Осветительную арматуру и приборы делали из золоченой бронзы. Люстры делали из папье-маше и золотили, они создавали иллюзию бронзовых люстр. Они были ажурными. Такая техника называлась «бумажною резьбой». Канделябры делали из стекла, покрывали эмалевой краской.

В одном нашел тетрадь расхода, писем. На доске русского пресс-папье помеща- в другом наливок целый строй, лась фигура казака или русского воина 1812 г. Кувшины с яблочной водой,

Ткани использовали для стен, декорации И календарь осьмого года; окон. Жалюзи — наружные створки или шторки, Старик, имея много дел, составленные из наискосок расположенных В иные книги не глядел, тонких дощечек, не примыкавших друг к Другу и пропускавших слегка дневной свет. Колорит использовали чистый, интенсивный — желтый, розовый, малиновый, зеленый и синий, а также белый цвет. Орнамент делали растительный и античные мотивы.

Главным украшением спальни была кровать, скрытая за ширмами. Ширмы делали из красного дерева и из березы, и их верхняя часть представляла собой раму, снабженную легкой решеткой из окрашенных в черный цвет деревянных стерженьков, заканчивающихся округлой шишечкой и объединенных полукруглой связующей планкой.

Для ваз и светильников применяли алебастр: он лучше, чем мрамор, пропускал через себя свет. Внутрь ваз ставили лампы с фитилем, изобретенные Карсе- лем. Такие лампы помещали также в резервуарах люстр и на столах. Но основным способом освещения оставались свечи, в основном сальные. Восковые свечи использовали только в период празднеств. Сальные свечи (более дешевые) требовали постоянного присмотра, на них образовывался нагар, который снимали специальными щипцами, чтобы избежать копоти. Освещение скромного жилого помещения сводилось к одной свече.

Так как отдельных комнат для библиотеки не устраивали, книги и в усадьбах, и в столицах размещались в кабинете и, если их было много, в других подсобных помещениях. Кабинеты часто были неблагоустроенными. Шкафы кабинетов украшали статуэтками или фигурами животных и птиц XVIII в. мейсенского и других германских заводов, или белоснежные группы в античном стиле из бисквита севрского завода во Франции. Это могли быть и изготовленные на заводе Гарднера в России статуэтки уличных торговцев или исполнявшиеся на императорском фарфоровом заводе фигурки девушек в сарафанах и с коромыслом, юношей в русских рубахах.

Статуэтки помещали в верхней застекленной части шкафа-бюро. Бывали и роскошные шкафы с бронзой красного дерева или карельской березы. В дверцах шкафов натягивали занавески из зеленой тафты. Зеленая тафта в дверцах шкафов, в ширмах, в дамских рабочих столиках не только натягивалась за стеклом, но часто и заменяла стекла.

Появление стиля бидермейер в России совпало по времени с царствованием Николая I (вторая четверть XIX в.). Уют и комфорт стали главными требованиями при оформлении жилых помещений. Чистое и комфортное жилище с удобной мебелью отвечало интересам буржуазии. Из холодных парадных залов центр жизни переместился в уютные салоны — гостиные. Мебель для сидения была надежна, прочна и проста, но с яркой расцветкой обивки сидения. Использовались светлые породы дерева — черешня, груша, клен, тополь, ясень.

Инкрустация использовалась в незначительном количестве в виде небольших вставок. Главным достоинством мебели являлась ручная столярная работа, передающая естественную красоту дерева. Украшения были сильно стилизованы и упрощены: рога изобилия, лиры, венки, розетки, корзины, вазы, лебеди и грифоны. В этот период появились буфеты, комоды, шкафы с одной или двумя дверцами, секретеры, письменные столы с разнообразными по конструкции ящиками, столы с раздвижными, откидными или выдвижными столешницами.