Боярские хоромы располагались в глубине двора. Первый этаж — с крошечными оконцами — отводился под кладовую. Нижний этаж занимали складские и хозяйственные помещения. Над ним — парадная столовая палата и в глубине участка — две приемные комнаты. Комната хозяина всегда была связана внутристенной лесенкой с подклетом. И это не случайно. В подвале хранилось самое ценное имущество боярина — сундуки с деньгами, драгоценностями, тканям и, одеждой, железные светцы, посуда и другие предметы быта. Также здесь находились сбруя и оружие, напоминавшее о воинской службе боярина.

Сени в богатом доме были обязательно. Все строения богатого дома соединялись сенями. Сени приобретают значение передней, прихожей, в отличие от, скажем, древних сеней — комнат для приемов. Гость с красного крыльца попадал в сени, своего рода приемные покои, которые поэтому всегда богато отделывались, так как здесь гость мог ожидать хозяина. В сенях были окна, но не было печи.

Под сенями в нижнем ярусе, в подсенье, располагались чуланы и каморки — тоже неотапливаемые помещения. Однако они в противоположность современным представлениям не были темными, а имели окна, двери, неподвижную мебель — лавки. В них, как и в подклете, либо жили зависимые люди, либо хранились вещи. В доме была еще одна холодная комната — сенник. Она находилась над кладовой, являлась летним покоем и по необходимости использовалась для свадебных обрядов.

Крутая крытая лестница со двора вела на второй этаж, в теплые сени. Двери были низкими и обитыми войлоком. В теплых сенях принимали гостей. За сенями была устроена уборная с гончарными сливными трубами. Она называлась нужник.

Богатые дома имели парадную и жилую части. В них устраивали постельные («покоевые») хоромы — это жилые помещения. Обычно это были три-четыре комнаты, из них спальня — ложница, комната (кабинет), крестовая и сени. Хоромы для собраний — обычно впереди постельных хором. Это были горницы, повалуша, «столовая изба». Жилые хоромы строили в три яруса, или как тогда говорили, в три житья: нижний подклет, средний жилой ярус, который имел переднюю комнату (кабинет), крестовую (моленную), постельную или опочивальню. На третьем этаже располагались светлицы. Светлица — холодное, неотапливаемое помещение с косящатыми окнами, для женского рукоделия. В светлице окна с трех-четырех сторон, а в других помещениях с одной стороны. Чердаки — неотапливаемые помещения над горницей. С распространением чердаков исчез термин терем. Терем приобретал специфику женского верхнего покоя на верхнем этаже. Строить в три этажа было сложно, так как в 1688 г. царский указ запретил строить трехэтажные 125 здания из-за пожаров. Тем не менее, указ бояре всячески нарушали.

Из сеней проходили в жилые комнаты второго этажа. Хозяйские покои имели три (редко две или четыре) комнаты. По их числу они и назывались «тройни»: передняя, средняя и задняя комнаты. Обычно это были крестовая, кабинет и каморка. Кабинетом называли пристройку к основному помещению или отгороженную часть горницы. Обычно комната принадлежала хозяину дома. Здесь жил сам хозяин. В молельной висели образа в дорогих киотах. Из кабинета боярин давал распоряжения приказчику о сборе оброка с крестьян, доставке продуктов в Москву и продаже излишков, наблюдая за работами во дворе.

Размеры помещений были различными. Сени обыкновенно делались просторнее покоев. Если подклеть! и средний этаж составляли 1, 5-3 сажени (сажень =2, 1336 м), то сени были 4-6 саженей. Большими были горницы и трапезные — столовые. Покои и кабинеты были крохотными — в две сажени. Дом строили таким образом, что число комнат наверху было меньше, чем на втором этаже, зато они были более просторными — в 3-4 сажени. Средняя высота комнат была 3-4 арши- на(аршин = 71, 12 см).

Печи имели трубы, косящатые окна застеклялись слюдой. Окна раскрашивали в яркие цвета. Они создавали игру цветов внутри терема. Рамы делали с чрезвычайно частыми переплетами, в ячейки вставляли слюду, рог или промасленную материю. Большие оконные проемы делали в горницах, где топили печи по-белому, и в неотапливаемых помещениях. Косящатые окна были все же невелики, так как слюда не позволяла закрыть большие оконные проемы. В 30-е годы XVII в. появился первый стекольный завод в России. Стекло в окна вставляли толстое, зеленое, малопрозрачное, оно не могло вытеснить слюдяных окон. Слюда была высокого качества и называлась мусковит, то есть московская. Шитухи — сшитые куски слюды, вставленные в общую раму. Окончины слюдные с железом — фигурный железный переплет, в который вставляли куски слюды различной формы. Вторых рам уже не было, но вместо них применяли втулки — щиты, обитые сукном.

Длинная ось дома была ориентирована довольно точно в направлении с запада на восток. Деревянный пол клали в направлении с севера на юг параллельно короткой стене. Его настилали так, чтобы входящий двигался вдоль, а не поперек настила пола. Пол настилали из пополам расколотых бревен — широких половиц.

Полы настилали дубовыми квадратными пластинами: в «шахмат» — квадратами или в «косяк» наподобие современного паркета. Красили в зеленый и черный или в красный и черный цвета.

Потолок, который в те времена назывался подволокой, был обязательным в тех помещениях, над которыми был верхний этаж и в комнатах с печью: иначе тепло уходило бы под крышу. Общая высота потолков была выше трех метров. Потолок обычно делали из толстых досок или из плах, обращенных плоской стороной внутрь жилого помещения, и опиравшихся на матицу. На потолок подсыпали землю (кроме сенника для свадьбы). Внутри помещения отделывались плотниками и столярами. Потолки делали брусчатые, стены были изнутри выскоблены и плоско затесаны.

Двери были плотницкой работы, одностворчатые, составленные из нескольких толстых досок, соединенных деревянными брусьями или фигурной железной планкой — жиковиной. Дверной проем прорубали не донизу, а так, чтобы нижний венец предохранял от поддувания холодного воздуха. Дверь вставлялась в специальную обойму — одверье, закрепленное в срубе выше пола на один венец, который составлял порог. Двери подвешивали на петлях или же вставлялись специальными штырями в пазы притолоки. «Дверной прибор», как тогда говорили, — петли, жиковины — дополняли металлические кольца; ручки, пробои для замков, внутренние замки, имевшие фигурные металлические пластинки. Ручкой двери обычно служило железное кольцо. Замки были висячими пружинными. Двери в богатых домах отделывали тисненой кожей. В дом особенно не пускали, глазеть по сторонам было невежливо. Дом и усадьба XVI—XVII вв. всегда были на запоре.