Архитектура отражает общественные изменения не сразу, но на длительный период, являясь иллюстрацией для последующей оценки умонастроений в обществе. Строительство небоскребов и высотных зданий требует еще чуть большего временного разбега, поскольку является наиболее сложносоставным, дорогостоящим и трудоемким процессом в области архитектурно-строительной деятельности. Начиная с 1990-х годов развитие высотного строительства в России проходило достаточно динамично, во многом отражая перипетии и сложности в общественно-политической и экономической жизни страны. И хотя большинство построенных небоскребов играли существенную роль скорее в рамках развития отечественной архитектурной жизни, отдельные проекты и постройки объективно становились заметными явлениями и в более широком интернациональном контексте.
Прошла та эпоха в мировом высотном домостроении, когда установленные высотные рекорды держались десятилетиями. Сегодня даже самые амбициозные проекты способны удерживать первенство лишь по нескольку лет или даже месяцев.
По количественным показателям наша практика не может соперничать со странами азиатского региона или Ближнего Востока. Для российских просторов каждое высотное здание по-прежнему остается эксклюзивной разработкой, что гордо принято рассматривать как «европейский подход» к преобразованию городской среды. Относительно редкое появление новых небоскребов и просто высотных зданий обусловлено объективно иными потребностями, нежели в густонаселенных и быстрорастущих азиатских странах. Но даже в рамках общемировой «высотной гонки» российские высотки несколько раз оказывались в числе победителей в различных категориях. На протяжении почти двух лет в середине 2000-х московская «восьмая высотка» «Триумф-Палас» (264,1 м) считалась самым высоким зданием в Европе и до сих пор остается таковым среди жилых высотных комплексов. Достраиваемый в московском Сити небоскреб «Меркурий Тауэр» (338,8 м) пока удерживает титул самого высокого эксплуатируемого здания нашей страны и всей Европы. На подходе еще несколько высоких башен — завершение «Востока» (385 м) комплекса «Федерации», к 2018 году в Петербурге все-таки собираются достроить «Лахта- центр» (462 м), а в Грозном — башню «Ахмат» (400 м со шпилем).
Огромное влияние на развитие всего высотного строительства как отдельной отрасли в России в постперестроечный период уже оказала и продолжает оказывать многоэтапная эпопея возведения башен московского делового центра «Сити ».
Стилевая разноголосица и значительная разнонаправленность архитектурных поисков в начале 1990-х годов, спровоцированная разрушением догматической идеологии, создала предпосылки для нового витка развития свободного искусства. Но высотное строительство как исключительно сложная и многоотраслевая сфера архитектурной деятельности во многом более инертна, и, как следствие, меньше подвержена сиюминутным экспериментам. Любая новация в ней требует тщательного обоснования и более длительной подготовки.
Поэтому при первоначальном проектировании московского Сити и выработке общей стратегии развития высотного строительства в столице во главу угла были поставлены принципиальные градостроительные вопросы, а не собственно архитектурные кунштюки и ироничные постмодернистские игры, успешно реализовавшиеся в отечественной архитектуре 1990-х в загородном частном строительстве и интерьерах эксклюзивных объектов.
На первых порах идея единого, относительно удаленного от центра делового анклава оказалась более привлекательной и потенциально легче реализуемой. чем иные концепции развертывания высотного строительства в Москве. Вслед за столицей быт спроеюпированы свои варианты такого подхода к постановке высотных зданий (деловой и многофункциональный Сити) в Екатеринбурге и Калининграде.
Проектирование и строительство московского Сити стимулировало новый виток интереса к высотному строительству как типу застройки, актуальному для многих крупных городов страны. Особенно заметные примеры реализации этой тенденции в российской практике мы видим в архитектуре Казани, Владивостока, Екатеринбурга, позднее — во вновь отстраиваемом Грозном.
Первоначальный проект Московского Делового района Сити был спроектирован в мастерской Б. И.Тхора в Моспроекте-2. Концепция содержала мозаику из весьма популярных в 1990-е вертикалей- карандашей и традиционных призматических объемов разной высоты, композиционно объединенных зданием общественного центра в виде стеклянного сферического объема. Стилистически проект отражал разнообразие художественных поисков своего времени, от наследия модернизма до популярных в тот момент в отечественной архитектурной реальности постмодернистских аллюзий. Достоинствами проекта в градостроительном отношении были попытки создания разноплановых пространственных связей с другими городскими районами. Довольно успешно этот подход отразился в первом завершенном объекте нового московского Сити — торгово-пешеходном мосте «Багратион» (1997) с прилегающей офисной башней (104 м; 2001) и вполне масштабной городской площадью. В ходе работ на отдельных участках Сити яснее
обрисовывались реальные городские потребности. К 2000-м стало понятно, что проект не только последовательно воплощает идею нового высотного делового кластера столицы, но и выстраивает систему новых визуальных связей пространства всего города.
С технологической точки зрения ММЦЦ- Сити стал своеобразным опытным полигоном всей архитектурно-строительной отрасли, где апробировались неизвестные ранее технологии и разрабатывались инновационные решения, повлиявшие на интенсивное развитие высотного строительства как отрасли в целом.
Учет столичного опыта и отдельных ошибок позволил более качественно развивать высотное строительство в других регионах России.
В большинстве случаев излишняя утопичность и неординарность замыслов уступала большей утилитарности проектов. В итоге девелоперские компании, работавшие в Сити, предпочитали заключать контракты на строительство с более консервативно настроенными проектировщиками. Именно в этом ракурсе закономерно успешное сотрудничество «Капитал Труп» с компанией Ш.), спроектировавшей реализованный проект башен «Город столиц». Сохранив первоначальную ассоциативную отсылку к наследию русского авангарда, отразившегося в графическом ритме отделки фасадов и постановки элементов объемов, специалисты этой компании оптимизировали баланс между художественными изысками и функциональным наполнением башен.
Плодотворной для нашей архитектуры оказалась комбинация использования возможностей российских архитекторов, успешно работавших в структуре западного архитектурно-строительного бизнеса. Сотрудничество Сергея Чобана (в соавторстве с Петером Швегером) с российской девелоперской компанией «Миракс групп» вылилось в строительство масштабного комплекса «Федерация» из двух башен, который неоднократно с 2002 года демонстрировался на международных форумах как флагман высотного строительства в московском Сити.
За время реализации Делового клаапера Москвы в восприятии характера городской архитектуры изменились культурные и стилевые приоритеты, на первый план выдвинулись идеи интегрированного развития инфраструктуры города и сбалансированного взаимодействия всех участников его жизнедеятельности.
Но несомненная ценность проделанной работы на объектах ММДЦ-Сити не только в освоении и развитии незнакомых прежде отечественной практике технологий и материалов, и даже не в создании собственных ноу-хау в отдельных аспектах развития высотного строительства, отвечающих местной специфике, а в последовательной реализации единого градостроительного замысла, беспрецедентного по размаху и сложности для отечественной архитектуры. В результате этой деятельности кардинально изменился ожидаемый уровень качества возводимых высотных конструкций, была усовершенствована технологическая и модернизирована законодательная база. В силу уникальности каждого объекта были выработаны принципы разработки СТУ, освоены новые расчетные комплексы, нюансы аэродинамических и натурных испытаний, нашли применение самые современные маркетинговые технологии и системы мониторинга функционирования объектов. Все это значительно продвинуло общий уровень развития отечественной архитектурно-строительной деятельности и позволило рассматривать российский опыт в контексте общемировых тенденций развития высотного строительства.
Независимо от реализации проекта Сити, развитие и второго сценария постановки высоток в Москве было предпринято чуть позднее, когда была объявлена программа «Новое кольцо Москвы», предполагавшая строительство почти 60-ти новых небоскребов и высотных зданий в местах пересечения ключевых автомагистралей и радиальных направлений за пределами Садового Кольца. Программа должна была создать множественные новые центры общественного притяжения и расставить акценты в структуре уже существующих спальных районов Москвы. Предполагалось возведение многофункциональных (жилых, административных, гостиничных и офисных) комплексов, в состав которых должны были войти несколько десятков зданий со средней высотностью 35-40 этажей и средней площадью каждого комплекса от 40 до 140 тыс. м2.
В 2000-е годы в московском высотном строительстве явапвенно просматривались две совершенно разнонаправленные тенденции развития архитектуры.
Первая основывалась на отрицании излишней лаконичности и вынужденного однообразия объектов позднесоветского панельного домостроения и поисках новых средств художественной выразительности. В новых высотных комплексах эта тенденция проявилась
в обилии башенок, шпилей и упрощенных ордерных элементах, проступивших на неожиданно крупных лапидарных объемах. Создатели апеллировали и к формам древнерусской архитектуры, и к постмодернизму с его иронией и всеохватным использованием стилевых приемов всех эпох. Очень быстро ампир советского периода стал желанным прообразом для новых высотных зданий. Яркими образчиками эксплуатации эстетики «прекрасного прошлого» стали исключительно величественная новая восьмая высотка «Триумф-палас» (264 м; 2003) и довольно скромный по высоте 27-этажный офисный комплекс на Павелецкой площади (110 м; мастерская С. Ткаченко, 2003).
Неомодернистским ответом «лужковской» архитектуре конца 1990-х (вторым тенденциозным направлением) стало завершение 34-этажной гостиницы «$\лт501е1 Красные Холмы» на Космодамиан- ской набережной Москвы-реки. Выполненные в той же проектной команде Ю. Гнедовского и В. Красильникова, но уже в 2000-е, здания 167-метровой гостиницы и Дома Музыки отражают уже совершенно иные художественные ориентиры. К концу 2000-х и в последние годы более универсальная современная эстетика приобретала все большую популярность как среди архитекторов, так и у заказчиков.
Если говорить о проектных и реализуемых высотах, для Москвы, как и для большинства европейских городов, высота здания более 100 м является внушительной, а для большинства российских городов — тем более. Поэтому значительное внимание уделяется любому высотному проекту за пределами столичного региона, преодолевающему эту отметку.
К 2010-м годам российские города обращаются к идее строительства высотных объектов на своей территории. Поэтому география исследования неуклонно расширяется, а мастерство архитекторов и строителей отечественной школы постепенно растет.
Самым обсуждаемым и неоднозначным проектом высотного здания за пределами Москвы в середине 2000-х годов был проект штаб-квартиры «Газпрома» в Петербурге. Гигантомания предлагаемого 320-метрового небоскреба-свечи от бюро (ШМ, представленного по результатам победы в международном конкурсе в 2006 году, вызвала широчайший общественный резонанс и обилие критики, что повлекло за собой не только многочисленные обсуждения
и пересмотры результатов, но и изменение локального городского законодательства под потенциальные нужды проекта. В длительной борьбе проект видоизменялся, терял высотные параметры и характер абриса, поменял месторасположение на карте города и название (теперь «Лахта-центр», 462,7 м, строится). Сегодня вопрос о реализации модернизированного проекта все еще на повестке дня.
Принципиально иная картина сложилась в Екатеринбурге, где высотное строительство энергично развивается уже второе десятилетие. Такое развитие стало возможным благодаря компетенциям собственных высокопрофессиональных строительных организаций, архитектурных и проектных бюро.
В 2006-2011 годах был построен бизнес-центр «Высоцкий»
(188,3 м), ставший самым высоким небоскребом в регионе и в России вне Москвы. Возведение монолитного железобетонного каркаса здания выполнено строительной компанией «Высотка». Позднее в 2010 году в городской ткани был воплощен жилой комплекс «Февральская революция» (140 м). Однако уверенности в органичном встраивании этих высотных объектов в существующую застройку у большинства горожан и представителей профессионального сообщества нет и сегодня.
Проект «Екатеринбург-Сити» (девелопер УГМК) был задуман позднее московского собрата. С одной стороны, это позволило избежать явных градостроительных просчетов в выборе участка и формулировании общей стратегии развития высотного района, а с другой — определило общую художественную направленность единого замысла в более современных формах. Строительство первого небоскреба «Екатеринбург-Сити» (генеральный подрядчик СК «Высотка») — 209-метровой вертикали«Башня «Исеть» по проекту В. Зобека — началось в 2011 году и завершится в 2015-м. Зта башня обозначит новые высотные ориентиры в панораме Екатеринбурга. Сегодня в стадии реализации находится еще один небоскреб, девелопером которого является «УГМК» — это «Деловой Дом «Демидов» (33 этажа, 138 м, 2015), который будет поддерживать высоту, заявленную «Екатеринбург- Сити». Длительную историю проектирования со многими вариантами композиционного решения многофункционального комплекса получила екатеринбургская Башня «Опера» (42 этажа,155 м; 2017). Изогнутая форма 42-этажной пластины основного объема призвана создать эффект плавного отражения визуальных акцентов, а 13-этажная гостиница — необходимый зрительный переход к городскому масштабу окружения.
Проектируются в столице Урала и высотные жилые комплексы: «Малевич» (27-34 этажа, 100 м, 2014-2018), получивший профессиональную награду в номинации «Редевелопмент промышленной территории», и «Первый Николаевский» (2-я очередь — 64 этажа, 200+, 2018) — лучший градостроительный проект 2013 года. Также компания «Синара-Девелопмент», реализуя проект комплексной застройки территории в центральной части города, ведет строительство высотного жилого комплекса «Крыловъ» (генеральный подрядчик Группа компаний «АСТРА»; 2-я очередь 30 этажей, 2014-2016). Комплекс станет архитектурной доминантой всего района. Поэтому при проектировании особое внимание было уделено внешнему виду фасадов. На эту задачу работает контрастное цветовое решение, оригинальные конструктивные элементы, придающие зданию графичность и сложный объем, большой процент и многовариантность остекления, а также уникальные для Екатеринбурга панорамные лифты.
Конечно, не обошлось без «замороженных» высотных строек и в Екатеринбурге. Но в целом на протяжении последнего десятилетия
профессиональное сообщество оценивает Екатеринбург как исключительно перспективный город для развития высотного строительства.
Несмотря на мировой экономический кризис, внесший значительные коррективы в таны развертывания высотного строительства в различных городах России, несомненно следующее: высотное строительство в России сегодня находится в фазе интенсивного развития. И ест всевозможные общеапвенно- политические катаклизмы не нарушат это поступательное движение вверх (во всех смыслах). то анализ отечественной архитектуры ближайшего будущего составит действительно интересную и благодатную задачу.